«В каждой скифской области по округам (погостам ?) воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому‑то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам». (Геродот. История. 1У. 62).
«Раз в год каждый правитель в своем округе приготовляет сосуд для смешения вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить вина из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозоренные. Для скифов это постыднее всего. Напротив, всем тем, кто умертвил много врагов, подносят по два кубка, и те выпивают их разом» (Геродот. История. 1У. 66).
Вариант локализации народов 26 веков назад
«Когда же умирают все прочие скифы, то ближайшие родственники кладут тело на повозку и возят по всей округе к друзьям. Все друзья принимают покойника и устраивают сопровождающим угощение, причем подносят и покойнику отведать тех же яств, что и остальным. Простых людей возят таким образом по округе сорок дней, а затем предают погребению. После похорон скифы очищают себя следующим образом: сперва умащают и затем промывают голову, а тело [очищают паровой баней], поступая так: устанавливают три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивают их затем шерстяным войлоком; потом стягивают войлок как можно плотнее и бросают в чан, поставленный посреди юрты, раскаленные докрасна камни». (Геродот. История. 1У. 73).
Заселение берегов у истока Волхова фиксируется со времен неолита. В это время уровень развития людей – физический облик, язык, умелое владение огнем, керамика и т.д. – был достаточно высоким. Совершенствовались языческие культы. Со времен палеолита на землях и Восточной Европы сохранялись традиции общин народных (родо-племенных) собраний. И если холм, ныне придавленный мощным Софийским собором Х1 века , действительно, был задолго до храма священным, то он – вероятнее всего – являлся таким не менее нескольких веков. Хотя бы со времен появления в округе первых курганов, тем более – сопок.
- П. Золин. Венеды - споры
- П. Золин. Приильменье – истоки Словенска-Новгорода: места, языки, этносы…
- П. Золин. Раннесредневековая точка на карте
Памятники эпохи неолита и раннего металла (по В.Я. Конецкому и Е.Н.Носову) :
1 - Холопий городок; 2 - Робейка; 3 - Городище; 4 - Коломцы; 5 - Стрелка; 6 - Просты 7 - Ракомо; 8 - Васильевское; 9 - Горошково; 10 - Еруново; а - поселения; б-находки каменных боевых топоров (на самом деле, только на территории самого Новгорода с Х1Х века таких топоров найдено около 20, частью хранятся в новгородском музее; такие топоры делались со времен неолита).
Авторы справедливо констатировали, что внешние фортификации города расширялись по мере роста городской территории. А сам город не возник одновременно на большой площади; следовательно, дата, извлеченная со дна культурного слоя практически в любом месте Новгорода, не есть дата его основания. И только открытие его исходного ядра (или ядер) способно выяснить истинную дату основания города.
Но священное ядро – холм на месте нынешней Софии – было святилищем. Не заселялось. Сюда люди могли приходить с большой округи, в том числе с нынешней Торговой стороны. Вероятно, приплывали из округи Городища и Холопьего городка. Если «новгородскими людьми» - по определению новгородских летописей - были словени, кривичи, меря и чудь, то к священному холму иногда прибывала и элита из сравнительно далеких мест. И здесь стоит вспоминать и вспоминать Гостомысла, которого ряд историков и археологов упорно игнорирует. А стоило бы одну из улиц или площадей города назвать имени Гостомысла.
Раннесредневековые памятники округи Новгорода
1 - Холопий городок; 2 - Хутынь; 3 - Деревяницы; 4 - Родионово; 5 - Ушерсно; 6 - Волотово; 7 - Кириллов монастырь; 8 - Нередица; 9 - Городище; 10 - Перынь; // - Прость; 12 - Воцкое; 13 - Ракомо; 14 - Береговые Морины; 15 - Моисеевичи; 16 - 17 - Георгий; 18 - Васильевское; 19 - Гвоз-дец; 20 - Любоежа; 21 - Горошково; 22 - Заболотье-Еруново; 23 - Сергово; а - городища, б - селища, в - сопки, г - святилища, д - клады, е - культовый камень
Гостомысл — племенной князь или старейшина славен новгородских 8 – 9 вв. В ранних списках летописей имя Гостомысл не встречается. Предание о Гостомысле – по оценке Рапова — впервые появилось лишь в XV в. Первой Софийской летописью (хотя его смерть датируется сер. IX в.), утверждается, что ильменские словены поставили г. Новгород и посадили в нем старейшину Гостомысла. В списках новгородских посадников Гостомысл значится первым — «первый Гостомысл». Могила Гостомысла, по летописной традиции, существовала якобы в районе Волотова холма близ Новгорода (холм-сопка уничтожена неудачными раскопками в 19 веке). Согласно известиям Иоакимовской летописи XVII в., Гостомысл перед своей смертью (844 – год известен и по другим источникам), чтобы соблюсти династическую преемственность, пригласил в Новгород на княжение своего внука Рюрика, сына дочери Умили, которая была замужем за одним из западнославянских князей с о-ва Руген (совр. Рюгеи в Германии).
Вместе с тем Гостомысл как легендарный новгородский старейшина и князь иногда связывается и со временем прихода славян (венедов) к Ильменю. В Новгородской четвертой, Софийской, Никоновской и ряде других летописей есть известие о приходе славян с Дуная к озеру Ильмерю (Ильменю), об основании ими Новгорода, в котором они посадили именно старейшину Гостомысла. В Воскресенской летописи сообщается о приходе славян с Дуная к Ладожскому озеру, а оттуда к Ильменю, после чего они стали называться русью, поскольку поселились возле реки Русы, впадавшей в Ильмень. Они построили Новгород, где стал править старейшина Гостомысл.
Больше всего сведений о Гостомысле имеется в Иоакимовской летописи, дошедшей до нашего времени в изложении В. Н. Татищева. В ней говорится, что Гостомысл происходил из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру (это примерно 4 — 5 века нашей эры). Отцом Гостомысла был Буривой (допускают Бравлин «житейной» литературы), воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный варягами из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий град и обложили тяжкой данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривою с просьбой прислать им своего сына Гостомысла. Последний, придя в Великий град, захватил там власть, одних варягов перебил, других изгнал и отказался выплачивать дань захватчикам. Он заключил с ними мирное соглашение, после чего «бысть тишина по всей земли». Гостомысл построил возле моря город, назвав его в честь своего старшего сына Выбора.
Летопись характеризует Гостомысла как очень храброго человека и мудрого правителя. Соседи его боялись и посылали ему дары и дани, чтобы не воевал с ними, а собственные подданные глубоко уважали и чтили, поскольку он являлся великим правосудием. Многие иноземные правители приходили морем и землею «вкусить его мудрости», видеть его суд, спросить у него совета.
Археологически времена пращуров Гостомысла и его самого определяются взаимодействием позднеантичной-раннесредневековой культуры псковских длинных курганов и сменяющей ее с УШ века культуры сопок. Языковеды подчеркивают распространение с этого времени топонимов с включением «гост-; -гощ». Их в округе средневекового Новгорода десятки.
Многие материалы укрепляют тезис об особой мощности древней докняжеской структуры власти в Новгороде, которая и в княжеский период сохраняла твердые позиции в государственной жизни. Но корни такой структуры власти многовековые, а – по большому счету – многотысячелетние.
Да, вероятнее всего: «Таким образом, Новгород возникает первоначально как укрепленный общественный центр находящихся за его пределами поселений, которые, вероятно, также имели фортификации, иначе по отношению к ним он стал бы просто "городом", а не "новым городом"».
Рис. Археологическое состояние Новгородской земли (по В.В.Седову) времен Гостомысла.
Распространение новгородских сопок и длинных курганов смоленско-полоцкого типа а - могильники с сопками УШ – Х вв.; б - могильники со смоленско-полоцкими длинными курганами. Ареалы: в – культура псковских длинных курганов (КПДК); г - тушемлинско-банцеровской культуры; д - мощинской культуры; е - вятичей (VIII в.); ж - роменскои культуры
Эти поселения, как показывает история средневековой Новгородской земли, не ограничивались внутригородскими концами. А концов-районов было в XIV-XV вв. пять (Славенский и Плотницкий - правом берегу Волхова; Неревский, Загородский и Людин на левом берегу). Еще А. Н. Насонов, опираясь на текстологический анализ летописных свидетельств, установил, что в начале XIII в. концов было четыре Загородский конец, как особая единица, образовался лишь в конце XIII в. Относительно позднее происхождение имеет и Плотницкий конец, на котором отсутствуют церкви, построенные до начала XIII в., а на большей части территории чрезвычайно тонок и культурный слой.
Далее авторы выдвинули известную гипотезу.
Первоначальный Новгород был во много раз меньше города XIV-XV вв. Но он не был центром топографически компактным, имея в своей основе не одно, а три ядра, три изначальных поселка, политическое объединение которых на определенном этапе сменилось их физическим слиянием. Изложенные выше материалы позволяют назвать эти поселки. Одним из них был Славенский на правом берегу Волхова, напротив современного Детинца. Другим - Неревский, к северу и северо-западу от Детинца, на левом берегу реки. Третий - Людин, там же, но к юго-западу от Детинца. Именно здесь, на территории этих древнейших ядер города, и надлежит искать древнейшие комплексы, связанные с эпохой первоначального зарождения городской жизни в Новгороде.
Славенский конец (Славно) в летописях носит и иное название - Холм. Этот топоним связан с особенностями первоначального рельефа правобережной части Новгорода, ныне плоской, но в древности возвышенной. Очертания древнего холма на Славне, покрытого теперь культурными напластованиями, хорошо прослеживаются на основании данных геологического бурения, полученных в ходе текущего строительства . Особо отметим, что скандинавские источники даже в сравнительно позднее время упорно именуют Новгород Холмгардом . Обычно этот термин трактуется как скандинавское иноназвание Новгорода. Однако, если это так, смысл такого иноназвания раскрывается как "город на острове", что противоречит конкретной ландшафтной ситуации Новгорода. Полагаем поэтому, что Холмгард - не иноназвание, а древнейшее самоназвание Новгорода, вернее - одной из его составляющих, восходящее к той эпохе, когда самый феномен Новгорода в виде политической федерации поселков с общей для них цитаделью еще не возник. Иными словами, перед нами как раз один из тех предшественников Новгорода, по отношению к которому он и стал называться "Новым" городом: ведь Холмгард (Холмгород) тоже был городом, укрепленным местом, что следует из его названия.
Версию, что Хольмгард – не (скандинавское) иноназвание, а древнейшее (славянское) самоназвание Новгорода, лингвистика и скандинавистика не приняли. В частности: Джаксон Т. Н. Наименование Древней Руси и Новгорода в древнескандинавской письменности (О возникновении топонимов Garðar и Hólmgarðr)
Неревский конец в той части его территории, которая непосредственно примыкает к Детинцу, представляет еще один участок залегания наиболее мощного в Новгороде культурного слоя . И здесь раскопки, обнаружившие наиболее древние слои середины X в., вскрыли в 1951-1962 и 1969 гг. участки, лежащие на периферии древнего ядра. Что касается Людина конца, то он ни разу ( к моменту написания статьи в 1971 г.) не подвергался археологическому исследованию, хотя и здесь, на участках, прилегающих к Детинцу, мощность культурного слоя более чем значительна. Заметим, что в начальную эпоху своего существования поселок Людина конца развивался не только на территории, прилегающей к современному Детинцу ему принадлежала и та часть Новгорода, которая при расширении Детинца в 1116 г. вошла в состав крепости.
Вече Людина конца в XIII в. собиралось в южной части Детинца, у церкви Бориса и Глеба, построенной, по-видимому, выходцем из этого конца на его исконной территории . Улицы Людина конца в той части, которая примыкала к Волховскому мосту были отсечены стенами увеличившегося Детинца, однако даже в 1265-1270 гг., когда был составлен Указ князя Ярослава о мостех, жители этих улиц обязывались мостить те участки своих улиц, которые заходят в Детинец, что демонстрирует первоначальную принадлежность всех таких участков самим уличанам, а не обитателям Детинца. И в XV в. подавляющая часть территории Детинца имела церкви, входившие в подчинение кончанским соборам за стенами Детинца».
Ныне Троицкий раскоп позволил сделать немало уточнений по Людину (Гончарскому) концу.
«Переходя к этническому аспекту нашей проблемы, мы должны коснуться прежде всего некоторых дефектов историографической критики так называемого норманского вопроса. Нам представляется, что давний спор о Рюрике чаще всего неправомерно сводился к бесперспективной дискуссии о легендарном или действительном существовании этого лица, тогда как летописная легенда содержит и иные, не менее интересные для историка материалы, в ходе дискуссии вовсе не оцененные. Мы имеем в виду, в первую очередь, недвусмысленно высказанное летописцем представление об идентичности новгородцев не какому-либо одному из племен, а федерации разноэтничных племен. Рассказывая о приглашении Рюрика, летописец инициаторами этого приглашения называет не просто новгородцев, а словен, кривичей и мерю.
Истоки: wikipedia.org, trinitas.ru, lib.aldebaran.ru, hist.msu.ru