Исторически первое описание технологии колокольного литья дал монах Теофил, живший на рубеже XI-XII в.в. Изготовление колоколов расценивалось как священнодействие и с VI в., с основания ордена бенедиктинцев, находилось во введении состоящих в нем монахов.
В XVI веке появилась книга В.Бирингуччо “Пиротехния” на многие века вперед предопределившая технологию колокольного литья. Вот суть этого процесса. Колокол льют в литейной яме. Форма будущего колокола состоит из двух частей: глиняной болванки и верхней части – кожуха из железных прутьев, обмазанных глиной. Болванку и кожух обмазывают жиром, обжигают. Кожух поднимают. Мастер входит под кожух и на внутренней его стороне накладывает надписи, орнаменты. Кожух ставится на место. Пустота между кожухом и болваном заливается расплавленной бронзой. Вся форма при этом засыпается землей, чтобы ее не разорвало. На краях ямы устраиваются плавильные печи. По желобам жидкий металл заливается в форму. Остывает колокол около недели. Потом колокол освобождают от земли, снимают кожух, вынимают из ямы, шлифуют и отделывают.
Технология литья не изменилась и в XX веке. В начале XX века на заводе братьев Усачевых в Валдае колокола отливали следующим образом. “Процесс создания колокола сложен и стар. Механизация не коснулась этого производства. Как 300 лет назад лили, так и теперь льют.
Прежде всего, на кирпичном фундаменте выкладывается угловатая кирпичная форма, по размерам близкая к будущему колоколу. В середине – довольно широкое отверстие. Сверху форма обмазывается глиной и приглаживается лекалом – это будет внутренняя часть колокола – ступа. После основательной сушки и обмазки жиром, мастер начинает покрывать форму жидкой глиной до тех пор, пока новый слой не достигнет нужной толщины, а именно, толщины будущих стенок “тела” колокола. Сушка. “Тело” готово. Надо его еще украсить и дать внешность. Для орнаментов заготовлены деревянные доски-трафареты. Накатывая на них массу (смесь воска, смолы и др.) получают выпуклые отпечатки орнаментов на восковых лентах. Эти ленты украшений подкрепляются на глиняное “тело” так же, как и надписи. Украшение окончено, и, после смазки формы салом, ее густо облепляют толстым слоем глины - “кожухом”. Всю форму хорошо просушивают, разводя костер под фундаментом. От тепла тает воск, но отпечатки украшений остаются на внутренней стороне кожуха. Кожух снимается и толщина “тела” легко отбивается. Так получаются две формы: ступа – для внутренней части колокола, и кожух для наружной, а между ними – полое пространство, которое заполнится металлом. Форма готова для спуска в литейную яму. После опускания формы к ней приделывают глиняную трубку (по ней потечет металл) и плотно забивают яму землей. К выходящей на поверхность трубке проводят кирпичный желоб от выходного отверстия. Тем временем печь уже накалила металл до 1200 градусов. На краю желоба в ряд ставят чугунные гири, чтобы напор металла не разнес желоб. Тяжелым обухом выбивается глиняная замазка, и из выходного отверстия печи вырывается жидкий металл, льется по желобу, уходит в форму. Два-три дня форма охлаждается в земле. На третий день ее выкапывают, разбивают глиняный кожух, выбивают ступу и тускло-красный колокол извлекается из ямы. Шлифовка, отделка занимают день, два. Затем наступает решительный момент: пробуют звон”.