Одним из древнейших типов колоколов являются пастушьи колокольчики. Самые ранние из них относятся к IV тысячелетию до нашей эры и были распространены в Месопотамии и Египте. Известны подобные изделия в Древнем Китае (XVI-XI в.в. до н.э.) Вавилоне (IX-VIII в.в. до н.э.).
Совершенно сходны с ними древнегреческие, этрусские, скифские пастушьи колокольчики VI-V в.в. до н.э. С тех пор они почти не изменились ни внешне, ни функционально. Пастушьи колокольчики подвязываются на шею скоту и исполняют сигнальную и магическую функции, служат в качестве оберега от злых сил. В отношении этих колокольчиков, как самых древних и преимущественно магических предметов, человек наиболее консервативен.
Ботало. Валдай 1930-е годы.
Как повелось с древности делать их не литыми, а клепаными из железа, а не из бронзы, так и делают до сих пор. Во многих странах мира из всех материалов именно железо, пропущенное через огонь и воду (кованое железо) почиталось способным противостоять любой магии. На Руси такие колокольчики назывались боталами или клепалами, так как изделие склепывали (сшивали) по бокам заклепками. Собственно, в любой кузнице делали ботала. В Новгороде найдено ботало местной работы X века, тогда как русские мастера не могли самостоятельно отливать колокола до начала XVI века, будучи зависимыми от европейских мастеров. На Руси были более распространены такие колокольные предметы как била и ботала – они более соответствовали русскому мировосприятию. Бывали ботала и деревянные. Форма ботала с древности до XX века существует неизменно: прямые или чуть расширяющиеся к низу стенки, квадратное или прямоугольное нижнее основание.
В конце XIX-начале XX веков появляются литые ботала, чуть сплюснутые, конической формы, однако они не получили большого распространения.
Также как у древнего ботала, у современного пастушьего колокольчика глухой, не яркий голос и сделано это сознательно.
Замечено, что волки, медведи и прочие звери, способные причинить вред скоту, боятся глухого, неприятного звука ботала и не реагируют на звонкие, мелодичные голоса сувенирных колокольчиков. По восточному представлению, колокол, для того, чтобы исполнять магическую роль, должен напугать - напугать зло, изгнать его.
Помимо магической, пастуший колокольчик исполняет и сигнальную функцию, помогая найти заблудившееся животное.
Бубенцы. ХII-ХVI века.
Иногда вместо ботала на шею животного подвешивается бубенчик, чаще, опять же, железный, а не бронзовый: козе, теленку – небольшой, корове, лошади огромный и глухой как ботало, поэтому и назвали его глухарь, болхарь, болтарь.
На русском Севере бубенцы-обереги делали из бересты и дерева.
К пастушьим относятся и наборы из колокольчиков и бубенцов (подгарки или ожерелки), чаще всего подвешиваемые на шеях лошадей. На специальном ремешке, отделанном металлическими заклепками, крепились от 5 до 11 бубенцов различных размеров и звучания.
Подгарок. ХIX века.
Как любой пастуший колокольчик, подгарок исполнял и сигнальную, и магическую функции, был частью упряжки и непременным атрибутом дорожной жизни.
Собственно, из пастушьих родились ямщицкие колокольчики, которые подвешивались под дугой лошади, на ее шее, на оглоблях и т.д. Часто на ямщицких колокольчиках (которые использовались и как обычные, пастушьи) изображался Георгий Победоносец, крестьянский Егорий, покровитель скота.
Необычное ботало представлено в Музее колоколов. Оно сделано в 1941 году из немецкой гильзы, расстрелянной врагами в прифронтовом Валдае, а затем преобразованное местными жителями в пастуший колокол.
Особое значение наборы конских колокольчиков и бубенцов играли в свадебных ритуалах и других праздниках.