Представители этой семьи были мастерами и владельцами знаменитых валдайских колокололитейных заводов. Семейное колокольное ремесло начинал Василий Васильевич Рожков, с 1850 г. арендовавший один из колокольных заводов Стуколкиных, которые в это время активно осваивали литейные площади в Санкт-Петербурге, на Малой Охте.
В.Рожков, помимо традиционных ямщицких колокольчиков, отливал церковные колокола, в том числе известный колокол 1861 г. в память освобождения крестьян.
Отец В.В.Рожкова, имевший прозвище Усач, держал железо-скобяную лавку, брат – Николай – слесарную мастерскую и лавку по торговле металлоизделиями, в т.ч. колокольчиками, бубенцами, боталами.Василий, решив сосредоточиться исключительно на колокольном ремесле, для того, чтобы выделяться на фоне многочисленных Рожковых, стал писаться Усачевым, добавляя при этом в скобках (Рожков тоже). В 1876 г. в возрасте 45 лет он умер, оставив вдову Пелагею Ивановну и шестерых малолетних детей. Они то и разовьют славу завода.
П.И.Усачева поставила колокольное дело на прочную основу, изделия завода получили всероссийскую известность. С 1895 года, после смерти П.И.Усачевой, завод находился в общей собственности четырех ее сыновей при явном лидерстве старшего – Николая.
В 1906 г. при разделе имущества, родительский завод достался в совместное владение братьев Николая и Якова, и с тех пор стал называться заводом братьев Усачевых. Третий брат – Алексей, взяв свою часть капитала, основал неподалеку свой самостоятельный колокололитейный завод, известный как завод А.В.Усачева, особенностью которого была практика подбора колоколов по камертону, а также частые заказы от старообрядческих общин из разных регионов страны.
Завод не отливал колоколов – гигантов, самые крупные колокола были весом 200-350 пудов, в основном это были небольшие церковные колокола или их наборы. На заводе был отлит звон в 11 колоколов для открываемого в Подольской епархии Балтско-Феодосиевского монастыря, 7 колоколов для Кафедрального собора в Одессе и т.д.
После революции 1918 года А.Усачев закрыл завод, но возобновил литейное производство в 1922 г. Вскоре за неуплату непосильных налогов его имущество, в т.ч. завод, были конфискованы, А.В.Усачев был лишен избирательных прав и возможности трудоустройства. В 1930-е годы переехав в Старую Руссу, работал сторожем, в 1938 г. был арестован по подозрению в проведении “систематической контрреволюционной агитации и шпионажа в пользу одного из иностранных государств”.В 1939 г. освобожден за недостаточностью улик. Умер в Москве в 1942 году, похоронен на Ново-Черкизовском кладбище.
Но все же самым известным и наиболее популярным колокольным заводом Валдая был завод братьев Николая и Якова Усачевых. На этом заводе были отлиты знаменитые колокола для Пюхтицкого женского монастыря, Ставропольского Иоанно-Мариинского, для Преображенского собора в Петрограде, Борисоглебского монастыря в Гродно, для храмов Луги, Балашова, Курска, Царского Села, Вышневолоцкого Казанского женского монастыря, Ваганьковского кладбища в Москве, Рижской духовной консистории, и конечно, для самого Валдая.
За свои изделия завод имел награды, полученные на выставках в Москве, Ростове-на-Дону, Карлсбаде, Марселе, Боровичах и т.д.
В 1918 г. один из братьев, Яков, взяв свою часть капитала и посчитав небезопасным свое дальнейшее существование в Валдае, и тем более занятие колокольным производством, уехал с семьей в Вышний Волочек.
Заводом остался управлять единолично Н.В.Усачев, впрочем и ранее существование при заводе Я.В.Усачева было более формальным. Несмотря на то, что на заводе оставался один Н.В.Усачев название у него оставалось прежнее “Завод братьев Усачевых”. Производство колоколов на нем не прекращалось, а с развитием НЭПа и в связи с массовым закрытием колокольных заводов в России, стало даже развиваться.
В 1927 г. на завод пришел сын Н.В.Усачева – Николай и вновь производство становится семейным делом. Но в 1929 г., при обложении завода налогом, фининспектор не согласился с предоставленной ему декларацией и возбудил против Н.В.Усачева с сыном уголовное дело, якобы за сокрытие доходов.
В январе 1930 года завод был закрыт (это был последний русский колокололитейный завод), владельцы его были осуждены на два года лишения свободы с последующей высылкой и конфискацией имущества. Жена Н.В.Усачева и дочь, лишенные избирательных прав, вынуждены были покинуть Валдай и переехать в Вышний Волочек к Я.В.Усачеву. Туда же после ссылки вернулись и Н.В.и Н.Н Усачевы, похороненные как и Я.В.Усачев в В.Волочке, на старом городском кладбище.