Древние била

В первые века христианства в Римской империи и других местах было принято созывать народ к молитве будильными колотушками, представлявшие собой деревянные или металлические доски, по которым ударяли молотками.

  

Звонят в било. Миниатюра работы XIX века.

Эта традиция закрепилась на православном Востоке, где долгое время не прибегали к употреблению колоколов как таковых, пользуясь по примеру Византии билом.

Новгородский архиепископ Антоний, посетив в XIII веке Софийский собор Константинополя, писал: “Колокола не держат во святой Софии, бильцо мало в руце держа, клепают, било же держат по ангелову внушению, а в колоколы латыне звонят”. В Новгороде при самых знаменитых храмах и в XVI веке было за обычай звонить в било. Только с XVI-XVII в.в. с развитием русского колокольного литья, начали широко использоваться колокола. Однако, и в начале XX века храмы и монастыри, в память о древности православия и преемственности его от Византии, имели помимо колоколов била.

Деревянное, византийского, греческого типа било изготавливали из клёна, ясеня, бука, явора, дающих особую красоту звучания.

Боьшое монастырское било-дуга ( XVI век), било гражданское (мирское) XVIII век.

Бывало и металлическое било, которое в таком случае называлось клёпалом. Его делали в виде доски или коромысла, дуги, которая символизировала свод небесный и имела голос звучащего неба - грома небесного.

Такое большое монастырское било представлено в музее.

Каждый край била имеет свой звуковой оттенок. Помимо церковных бил употреблялись и гражданские.

 

Било гражданское (мирское) XVIII век

В музее имеется такое било в виде чугунной доски, разделённой надвое: с одной стороны изображены мирные орудия труда и поставлена надпись: “Время трудиться”; с другой стороны - военные атрибуты и надпись: “Время срамиться” (то есть выяснять отношения, спориться)

С первыми ударами в било люди собирались в центре населённого пункта, для того, чтобы сообща решать проблемы войны и мира, труда и распри, радости и горя.