Деревня Малышево расположена на восточном краю Новгородской области в 1.5км. от границы с Тверской (бывшей Калининской). Места здесь живописные, холмистые, поля и луга чередуются с островами сосновых, смешанных и лиственных лесов. Отроги Валдайской возвышенности.
Часовня стояла в деревне на улице, выступая вперед за южный порядок домов. Ее окаймляли три старые березы и широкая крона рябины. Когда-то она была обнесена валунной оградой примерно в метр высотой. Камни растащили для всяких надобностей, но в земле ограда еще просматривалась отдельными фрагментами или по нескольким уцелевшим камням.
Малышевская часовня привлекала очень высокой, клиновидной двухскатной крышей и поднятой на кронштейнах галереей, которая охватывала постройку с трех сторон. И хотя галерею разобрали то ли на дрова, то ли для иных надобностей, крохотные остатки ее и различные врубки позволяли воссоздать галерею с научной достоверностью. Обращало внимание необычное решение входа, он сделан был с восточной стороны по крутой лестнице, вел в северную часть галереи, оттуда в западную и через косящатую дверь в само помещение.
Общее состояние памятника, несмотря на утраты, было неплохим. Необычное архитектурное решение и сравнительно хорошая сохранность, ненужность для жителей деревни - основные факторы, побудившие перевезти часовню в Новгородский музей народного деревянного зодчества.
Деревня Малышево возникла не позднее XVIII столетия, может быть в XVIIв. Удалось разыскать в архивах два плана ее, составленные один в 1782г. землемером Колесниковым, второй в 1866г. Первый фиксирует двухстороннюю уличную застройку. Часовня еще не указана, ее не было. Земли и деревня составляли часть владений полковницы В.И.Арсеньевой. Примерно такая же планировка показана и на втором плане. В нем отмечена и часовня. Деревня принадлежала уже порутчице М.И.Лесниковой.
После 1935г. деревня разрослась за счет переселения сюда крестьян из соседних хуторов во время коллективизации.
По многим признакам - общий строй архитектуры, клинчатая кровля, рубка "в обло", косящатые дверь и окно, галерея на кронштейнах-помочах, гладко протесанные внутри стены с прямыми углами, отсутствие первоначально дощатой обшивки и другим - часовня датировалась XVIII столетием. Это не противоречило тому, что на плане 1782г. ее нет. Часовню срубили далеко за деревней, к западу от нее, на берегу небольшого озерка или источника. Лишь значительно позднее, в XIXв. (до 1866г.) часовню перевезли в деревню. Этот факт запечатлелся в памяти жителей, передавался из уст в уста, из поколения в поколение. Часовня была для крестьян почитаемой реликвией. В окрестных деревнях подобных построек не было.
Места, где первоначально стояла часовня, никто из жителей уже не знал. Для поисков наобум времени не было. А если бы и было, - они виделись безрезультатными.
Малышевская часовня впервые была обнаружена, оценена как памятник деревянной архитектуры в 1974г. научными сотрудницами Новгородского музея Э.А.Гордиенко и Л.И.Петровой. В июне 1980г. - сотрудники Новгородской реставрационной мастерской Л.Е.Красноречьев, В.А.Попов и Л.Н.Сухарева, работавшие в составе экспедиции музея, выполнили подробную фотофиксацию памятника, провели натурные исследования его и сделали архитектурно-археологические обмеры (генплан деревни, план часовни, четыре фасада, два разреза). Научные сотрудники мастерской Л.А.Секретарь и Л.А.Филиппова занимались поисками архивных материалов.
До этого времени памятник на охране и учете не стоял.
В дошедшем до нас виде часовня представляла собой квадратный в плане сруб (8 х 4м в осях бревен), покоящийся на глухом невысоком подклете (в 5-6 венцов). Помещение перекрывалось высокой двухскатной крышей с тесовой кровлей, по которой нанесена щеповая. Конек кровли направлен с запада на восток. Конструкция крыши самцово-слеговая. Сохранились две простых причелины на восточной стороне и одна на западной. Восточная причелина северного ската внизу имела простой резьбы полотенце. Это сквозной круг с крестом (утрачен), на конце - трапециевидные "капельки" (уцелели только две, другие погнили и отвалились).
Скаты кровли по низу обрезаны с уступом. Уступы в западных частях обусловлены примыканием в этих местах кровли над галереей, поэтому свесы здесь короче. Доски в восточных частях скатов внизу ровные, резных концов не имеют. Но это не говорит о том, что здесь были потоки. Для куриц, которые их бы несли, в слегах нет врубок.
Охлупень на крыше, главка и хотя бы крест отсутствовали, т.е. были утрачены.
Дверной косящатый проем сделан в западной стене. Он не переделан. У верхнего косяка с нащельником сколота нижняя часть левого заплечика. Боковые косяки в нижней части с порогом соединены при помощи шипов. Порогом служит бревно сруба, стесанное сверху чуть больше, чем наполовину. Проем сохранил дверное полотнище из трех широких досок.
Точно так же устроено единственное косящатое окно в южной стене часовни. В нем имелась старая деревянная раскладная рама с пазиками для стекла, изрядно поломанная.
В часовне уцелели пластинчатые пол и потолок, настланные в продольном направлении. Под потолком врублена балка, служащая дополнительной опорой. Концы ее выпускались наружу для связи с верхней обвязкой галереи. Они сильно сгнили.
Пол тоже имел дополнительную опору примерно по середине пролета. Она сделана потайной поперечной стеночкой высотой в 4 венца. Концы ее бревен выпускались наружу, нарастая по длине ступеньками и служа одновременно опорой для пола галереи и для нижней брусовой обвязки. Кронштейны фиксировали восточные торцы галереи. На южной стороне три бревна у кронштейна опилены, вероятно уже в послевоенные годы, когда часовню жители деревни начали понемножку "разбирать". На северной стороне они просто погнили и обвалились.
Коль скоро речь пошла об уцелевших в натуре элементах галереи, тему следует продолжить. Кроме двух отмеченных кронштейнов, в основании галереи было сделано еще четыре таких, по два у северо-западного и юго-западного углов часовни. Они являлись напуском стен продольных и поперечной западной. Ступенчатые напуски на запад уцелели. Они выполнены за счет шести бревен, причем верхнее шестое протесано сверху на половину толщины и его поверхность соответствует поверхности пола. Концы двух верхних бревен имеют зарубки для брусьев нижней обвязки, т.е. четко фиксируют ширину галереи с запада. От северного углового сохранились еще в 1980г. три нижних бревна. Два верхних, погнившие в чашах, кто-то обломал и похитил. К 1981г. вероятно тот же "доброхот" (может быть из соседней избы?) опилил и два из уцелевших. "Операция" была проведена со знанием дела. В заключительной ее стадии "маэстро" сделал две набойки из горбылей для предохранения этого узла от гнили. Чем не забота о памятнике? Мы не стали заниматься поисками автора сиих деяний, в коем так тесно и гармонично слились тягота к хищению и забота о сохранении того, что еще осталось. Можно предположить, что все остальные части галереи исчезли при активном участии того же "деятеля". Во всяком случае свежий опил бревен южного кронштейна юго-западного угла, который дерзко торчал в самый огород домохозяина, свидетельствуют об этом с неоспоримостью.
К месту или не к месту сказать здесь, но я с детства не могу припомнить случаев, когда желание "стянуть", что плохо лежит, забрать "бесхозное", чужое было бы характерной чертой крестьянина или рабочего в довоенные и послевоенные годы. Эта особенность, по моим наблюдениям, конечно случайным, стала ярко проявляться в 70-е годы и расцвела махровым цветом в 80-е. Теперь же... Да простит меня читатель за необычное отступление от темы. Хотя явление теснейшим образом связано с охраной нашего культурного наследия. А подобные случаи больно отзываются. С ними пришлось сталкиваться не единожды.
Пятнадцатые по счету снизу бревна боковых стен основного сруба выпущены длинными консолями на запад, они служили связующими элементами для верхней обвязки галереи, подстраховывая ее каркасную конструкцию от деформаций в вертикальных плоскостях. Концы их опилены, но подтески к врубкам, соединявшим консоли с брусом верхней обвязки, уцелели. Вместе с кронштейнами-помочами они точно фиксируют ширину галереи в западной части, а также и ее высоту.
С южной стороны над крайним восточным кронштейном имеется врубка для бруса верхней обвязки, фиксирующая его положение и размеры, а также подтески для короткой стойки (в трех бревнах), которые задают сечение этой и других стоек. Они же определяют высоту парапета и с однозначной определенностью свидетельствуют о том, что галерея с боков, исключая ограждение, была открытой. Для устройства дощатых стен понадобилась бы стойка на всю высоту галереи и врубки для нее. Их нет.
С северной стороны на стене врубок для короткой стойки не имеется. Здесь был вход на галерею. Лестница примыкала одной своей тетивой вплотную к срубу, для чего плотникам пришлось подтесать толстый комель нижнего продольного бревна. Других следов и отпечатков не прослеживалось. Правда, на восьмом снизу торце бревна у восточной стены, верхнем "остатке", хотя он и поврежден, замечена косая подтеска, сделанная для пропуска досок односкатной кровли. На нем же имеется врубка (четверть), в которую заделывался нижний брус стропил. Верхние концы теса опирались на выпуск матицы.
Крыша на самой галерее со всех трех сторон была односкатной. На боковых верх ее задан "вырезом" в свесах основной крыши, на западе - врубками в "остатках" боковых стен, сделанными для тонкой верхней слеги.
Пол галереи был устроен в одном уровне с полом часовни. Он фиксируется протесанными сверху бревнами западных кронштейнов (6-й венец), стесками "остатков" на углах и сплошной глубокой бороздой, вытесанной между пятым и шестым бревнами на западной стене. Как видим, данных, рисующих характер галереи, ее формы и размеры, довольно много.
Размещение крыльца с северной, а не с западной стороны часовни и, особенно, заход на нее с востока, - решение необычное, для положения часовни среди деревни на улице как бы совсем ненужное, может служить косвенным подтверждением тому, что постройка вначале стояла в ином месте и подход к ней наиболее удобен был с востока. Значит, часовня действительно находилась где-то в западной стороне от деревни.
Несколько слов о самом объеме часовни. Он срублен из еловых бревен толщиной в отрубе 22-24см. Первоначальный нижний венец сохранился и в нем снизу нет паза для возможно утраченного. В деревне часовня стояла на валунном фундаменте, слегка заглубленном в землю и выполненном в один ряд камней без раствора. Бревна нижнего венца почти всюду, кроме южной стороны, не касались земли. Почему не очень погнили. Три верхних бревна боковых стен уложены с небольшим напуском наружу и образуют слабо выраженный повал. Слеги крыши врублены в "самцы" через два бревна, коньковая - на третьем.
В срубе по поперечным стенам, которые завершаются фронтонами, насчитывается ровно 30 венцов. Пол врублен на 5-ом снизу венце, потолок перекрывается 15-м венцом, косящатое окно сделано на 10-м венце, между полом и потолком 10 венцов, повал начинается с 15-го венца, на скатах крыши врублено по 5 слег, не считая коньковой, дверной проем прорублен на высоту 5-ти венцов, в полу и потолке уложено по 15-ти пластин. Какая четкость, и какая последовательность. Все кратно пяти.
Некоторые исследователи памятников русского деревянного зодчества, занимаясь изучением приемов строительства, прибегают к геометрическим и геометрически-числовым методам построения не только плановых, но и высотных размеров. По-моему, в этом есть некоторая наивность, недостаточность знаний и, главное, опыта. Чисто "кабинетный" метод исследований, да простят меня коллеги.
Во-первых, постройки рубились из еще сырой древесины, которая, при окончательном высыхании, заметно уменьшалась в диаметре и к тому же сминалась под нагрузкой. Осадка в венчатых срубах составляла 4-5см на высоту в один метр. При высоте сруба в 5м осадка будет в среднем равна 0,25м, в 10-м - 0,5м, в 15-м - 0,75м, в 20-м - 1м, в 30-м - 1,5м и т.д. Во-вторых, вертикальные размеры в высотных венчатых срубах величина переменная. При сильном увлажнении (затяжные дожди) бревна набухают, увеличиваются в диаметре и постройка "растет", поднимается вверх. Высыхая "садиться". Если переувлажняется одна сторона - сооружение кособочится, наклоняется в какую-то сторону. Наконец, в-третьих, часто встречающаяся в порядных записях названная кратность, да еще убедительно подтвержденная натурными данными, ставит крест на попытке придумать геометрически-числовой метод строительства, якобы применявшийся русскими плотниками.
Еще раз о Малышевской часовне перед ее разборкой и перевозкой. В памятнике сохранился рамный иконостас, состоящий из 6 звеньев. Четыре звена вплотную приставлены к восточной стене, два других - к боковым. В основании иконостаса сделаны гладкие, без цокольной и карнизной профилировки панели. На них укреплены грубовато вырезанные "полотенца". Звенья отделены канелюрованными пилястрами с "композитными" капителями. Они несут широкий резной антаблемент в стиле "неоклассицизма". Сохранились четыре иконы, все в окладах. Две похищены. По словам жителей, украдено 3-4 иконы. Возможно, остальные просто висели на стенах.
Иконостас столярной работы и явно поздний, не ранее середины или даже конца XIXв. И иконы его поздние. Может быть, похищенные были старые. По высоте иконостас не достигает старого потолка. Поэтому от поперечной матицы до восточной стены сделан второй, подшивной дощатый потолок.
Старожилы рассказывали, что по большим праздникам, таким как "день Марии", Никола Зимний, Успение Богоматери, Крещение, день Зосимы и Савватия Соловецких и на Пасху в часовне проводилось богослужение, священника приглашали из приходской церкви.
На чердаке найдено много иконных досок. Некоторые из них старые. К сожалению, на них почти нигде не сохранилось живописи и даже левкаса. Доски взял художник-реставратор В.М.Чехонадский, занимавшийся упаковкой элементов иконостаса.
Снаружи часовня позднее была обшита тесом, вернее досками. Доски крепились к вертикальным брусьям, прибитым к стенам. Углы сруба выделялись. Обшивка уцелела только в верхних частях фронтонов, в остальных местах была сорвана. Как обшивалась галерея - можно только догадываться.
Была ли обшита часовня сразу после транспортировки ее в деревню, не установлено. Похоже, ее собрали в том же изначальном виде, без изменений.
Основные переделки, значительно изменившие внешний вид часовни и отчасти ее интерьер, предположительно были сделаны в конце XIXв. Имеется ввиду дощатая обшивка, под которой были упрятаны и основной сруб постройки с его бревенчатой пластикой и открытая с боков галерея с крыльцом. Хотя прямых натурных свидетельств тому нет, переделки этого времени других культовых построек на Новгородчине не исключают, а подтверждают такое предположение. Можно думать, что галерея и крыльцо были обшиты досками с уровня от земли и "футляр" скрыл все кронштейны. По тесовой кровле была уложена щеповая, появление которой в области относится к концу XIXв. Но и тесовая кровля тоже поздняя.
Последние крупные "переделки" - это постепенная разборка ее галереи и крыльца, сдирание обшивки. Трудно предположить сильное обветшание этой частей памятника. Конечно, уклон кровли на галерее был пологий, отчего она портилась быстрее, чем крутая крыша над срубом. Но относительно хорошая сохранность основной части часовни предполагает не плохую сохранность и обстроек. Видимо, бесхозность часовни и как бы ненужность ее толкала людей на разрушение и хищение.
Для составления проекта реставрации материалов натурных исследований было достаточно. Основой для проектных чертежей стали обмерные. Дополнительным источником служили фотографии. Частично пришлось прибегать к аналогиям.
В обмерах памятника и разработке проекта кроме автора, принимали активное участие архитекторы В.А.Попов и Л.Н.Барабанова (Сухарева).
Проектом предусматривалась полная реставрация памятника в первоначальных формах, исключением были поздний иконостас, в замен которому нечего было предложить, и связанный с ним подшивной потолок.
Воссоздание первоначальных форм основного ядра часовни не вызывало затруднений. Здесь все сохранилось в подлинном начальном виде. Главку с крестом пришлось проектировать, привлекая аналогии. Неточности в этом случае неизбежны. На мой взгляд они не очень существенны, тем более, что форма и размеры этого завершения менялись не однажды.
Посложнее было с галереей и крыльцом, хотя все их параметры заданы остатками на самом памятнике. Вопрос в основном сводился к количеству членений внешних сторон галереи столбами и форме самих столбов.
Левый кронштейн на западной стороне сохранился на полную свою величину. Он и задал с предельной точностью ширину галереи с запада, равную 1,97м. Выпуск верхнего (перед повалом) бревна южной стены на запад, который оказался опиленным с конца на толщину бруса верхней обвязки, но сохранил подтеску к врубке и внутренний торец врубки, подтвердил указанную ширину. Остальные исходные данные изложены ранее.
Отправным фактом для расчета числа членений послужили узлы сопряжения верхней обвязки на западной стороне с бревнами-консолями из боковых стен. Консоли покоились на брусе обвязки, а не наоборот. Стало быть, именно здесь должны быть опоры, иначе брус провиснет. Разделив расстояние между ними (в осях) на три равные части, получим ширину пролета между стойками. Она составит 1,3м Иные варианты, предполагающие меньшее число членений (одно) или большее (пять) исключаются. В первом случае пролет велик, во втором слишком мал (0,78м). Полученная величина (1,3м) задает ширину галереи в ее боковых частях, а на западной стороне четко фиксирует пять равных пролетов.
Очень точно отмечены и крайние точки боковых сторон галереи. Разделив это расстояние на 1,3м получим по три пролета. Они окажутся по величине чуть меньше западных. Но такое на других постройках встречается очень часто. Иные варианты решения этой задачи дают неприемлемые схемы.
Сечение столбов задано врубками на южной стене. Ширина их 17см. Следовательно, сечение столбов равнялось 16 х 16см. Высота парапета и ширина его поручня также заданы. При расстоянии между столбами (в свету), равному 1,14м, необходимость в промежуточных столбиках отпадает. При общей простоте оформления часовни в ее сохранившихся частях трудно представить какое-либо декоративное убранство на галерее и крыльце. Поэтому в проекте предусмотрена простейшая глухая забирка парапета досками в горизонтальном положении и такой же простой поручень. Исключены подзоры под верхней обвязкой, под поручнем и резьба на столбах.
Малышевской часовне в Витославлицах отведено место несколько в стороне от основного экскурсионного маршрута, на берегу заболоченной части озера Мячино, которая в старых документах названа "болото Дрянь". Хорошо было бы иметь более благоприятное окружение, но его на территории Витославлиц нет. Ставить часовню в среде жилой застройки, как это было на ее втором месте, также не представлялось возможным. Эту роль уже играла Каширская часовня.
Вокруг часовни запроектирована валунная ограда, повторяющая в формах и размерах деревенскую. Нет никаких оснований утверждать, что такая ограда была и на месте, где часовня была срублена. Также нет оснований и отрицать существование ее. Вход в ограду запроектирован в северо-восточном углу, но не с восточной стороны, как было прежде, а с северной.
К востоку от памятника предложено проложить мостки и сделать колодец как бы со "святой водой". Иначе говоря, создать внешними рукотворными формами иллюзию почитаемого места.
Проект разработан в составе генплана, плана, четырех фасадов, двух разрезов, рабочих чертежей и пояснительной записки. Отдельно выполнены чертежи колодца и молниезащиты.
На разборке часовни работали 8 человек. Кроме автора были архитекторы В.А.Попов и Л.Н.Барабанова, плотник А.П.Лебеденко, студенты практиканты Новгородского политехнического института, будущие архитекторы Е.Н.Ковригин и А.Н.Шакшин, рабочий И.А.Даньков и заведующий музеем деревянного зодчества С.И.Масловский.
К работе приступили утром 22 июля 1981г., начав ее с разметки элементов. Во второй половине дня уже шла разборка часовни, демонтировался иконостас. К вечеру часовня была разобрана почти до уровня пола. 23 июня работа закончена и часовня разобрана полностью. Все элементы бревен ("остатки", перерубы и прочее) были упакованы с помощью гвоздей, проволоки и досок - страховка на случай сколов, сломов и утери каких-либо частей при погрузке, транспортировке и разгрузке. Пакетов не вязали, автокран не вызывали. Бревна, пластины и другие детали грузили и разгружали вручную. Зато упаковали все элементы иконостаса, сколотив специальные ящики, обернув некоторые пакеты рубероидом и обив их досками.
При транспортировке часовни под Новгород произошла неразбериха с транспортом. Машины приходили с опозданием. В результате из всего командировочного времени (8 дней, считая выходные) на разборку и упаковку использовано 2 и на погрузку пол дня.
На месте сборки над материалом разобранной часовни был сделан временный сарай с продухами в его стенах.
Работы по сборке и реставрации часовни затянулись на долгий срок, почти на 2, 5 года. Да и начаты они были лишь в конце января 1984г. Причин много. Главные из них: плотники были заняты разборкой и перевозкой в Витославлицы других построек (ветряной мельницы из Сидоркова, водяной мельницы из Сорокина, кузницы из Спас-Пископца); проводились реставрационные работы на других, ранее свезенных памятниках музея и очень часто плотников снимали на объекты, не являющиеся памятниками архитектуры.
Под углы часовни и под внешний угол лестницы заложены бутобетонные столбчатые фундаменты. Между ними на железобетонной ленте сделана в один ряд забирка из камней-валунов. В первом венце заменено только одно сильно погнившее бревно с южной стороны. Все остальные элементы стен, крыши (самцы и слеги), пола и потолка, включая поздний подшивной в восточной половине часовни, как вполне здоровые, сохранены старые. Сборка велась в соответствии со схемами разметки, помещенными в журнале работ, и чертежами проекта реставрации. Незначительные коррективы вносились в процессе работ. Они касались прежде всего лестницы (изменен шаг ступеней), окна (установка металлической решетки, которой вначале не было) и кронштейнов, несущих галерею.
Все кронштейны, за исключением западных, делались вновь, поскольку оказались утраченными. Западные вычинивались с помощью бревенчатых надставок к старым. Все остальные элементы галереи восстановлены в новом материале. Сюда входят пол, нижняя и верхняя обвязки, столбы, ограждение-парапет, крыша и все крыльцо.
На часовне сделаны новая двухслойная тесовая кровля с изоляцией из стеклоткани и лемеховая главка с деревянным крестом.
Новые элементы часовни, кроме кровли, тонировались слабым водным раствором черной химической туши с целью нейтрализации цветовой и тоновой пестроты.
Вокруг часовни воссоздана каменная ограда. Валуны ее уложены насухо (без раствора). При работе над нею произошел казус, какие иногда случаются по вине кого-либо из руководителей. Дело поручили плотникам, которые в нем не обладали ни достаточными знаниями, ни опытом. Следовало подбирать камни по размерам, характеру поверхностей, выбирая постелистые, т.е. с относительно плоской стороной, укладывать их плотно, без прокачек, соблюдать перевязку и т.д. Эти элементарные условия не соблюдались. Сделанные ими участки стали разваливаться. После этого поручили работу специалистам, и ограда сделана хорошо. Правда, в недавние годы появились осыпи. Но это не результат качества работ, а деяния "диких" посетителей, которые проникают на территорию музея через или сквозь изгородь и удовлетворяют свои инстинкты разрушительства.
Снаружи памятник с помощью распылителя обработан химическим составом, обеспечивающим биологическую и антипиренную (противопожарную) защиту древесины. Компоненты раствора оказались действенными. Часть раствора, попавшая в грунт, затронула корневую систему стоявшей по соседству березы. Береза засохла. Пришлось ее спилить.
К востоку от часовни вплотную к дереву установлен высокий шест с молниеприемником и тоководом. Рядом проложен контур заземления. Это молниезащита.
Дальше по заболоченному участку озера проложены деревянные мостки к деревянному срубу колодца. С ним было и остается много неприятностей, связанных с качеством работ и уходом. Сруб колодца рубился из свежих бревен, врубки в углах делались не очень плотными. После высыхания бревнышки можно было легко снимать руками без помощи какого-либо инструмента. В паводковые периоды верхняя надводная часть сруба всплывала. Этому способствовал лед, окружавший колодец со всех сторон, который тоже всплывал, поднимая торчащую над ним часть колодца. Так продолжалось несколько раз. Примитивные способы креплений не помогали, поскольку по весне лед вокруг не обрубался.
Любая форма использования памятников и вообще построек, прежде всего деревянных, требует постоянного внимания и заботы. Без них процесс старения и разрушения заметно ускоряется.
Перевезенная и реставрированная Малышевская часовня как будто органично вросла в природную среду. Ее высокая клинчатая крыша вместе с пологой крышей галереи, которая издали воспринимается как полица, напоминает любимый ранее народом шатер. Открытая галерея и крыльцо приглашают наверх, отдохнуть и полюбоваться неброским пейзажем.