Вас же приглашаю несколько назад, в село Сопины. В названии, возможно, кроется широко употребляемое на Новгородчине слово сопка. В отличие от Сопин, чего-то большого и природного, сопка творение рукотворное, означает древнее захоронение. Сопины - продукт ледниковых отложений. На одной из таких сопин встали рядышком деревянная церковь Рождества Богородицы, срубленная в 1762 году и каменная, возведенная на рубеже XVIII и XIX столетий. Каменная не претерпела больших перестроек, однако, оказалась заброшенной, обветшавшей, разоренной и поруганной. Теперь вид ее плачевный, навевает скорбь и тоску. К тому же блестящий пейзаж места и окрестностей стал ущербным.
Печальная судьба постигла деревянный памятник. Вначале он подвергся эклектичным перестройкам 1890-1893гг. Обычный и необычный в когорте ярусных церквей XVIII столетия, он отличался индивидуальными чертами, характерными только ему особенностями. В основе главной части храма лежит четверик, несущий слегка уменьшающиеся по высоте и резко, заметно по ширине три восьмерика. Четвертый восьмеричек-шейка, венчаемая восьмигранной главкой и крестом. С востока к основному объему примыкает традиционный пятистенный алтарь под пологой пятискатной крышей. Западная часть, которую условно можно назвать папертью, поскольку к этому времени трапезные, как особые, отделенные от храма помещения, теряют свое функциональное значение. Сделанная на сужение в три стены, а с боковыми стенами центрального сруба - в пять стен, как алтарь, она, возможно, была вовсе и не папертью, а развивала на западную сторону помещение для молящихся.
Переделки конца XIX столетия изменили памятник до неузнаваемости. Это, прежде всего, пресловутая дощатая обшивка, новые огромные оконные проемы, в том числе и ложные (фальшивые), странное, необычное оформление окон в восьмериках, не позволяющих установить, какие из них новые, какие старые или просто фальшивые, какие восьмерики были световыми, т.е. с окнами, какие глухие, в каком уровне находился потолок, была ли колокольня с запада или нет, где был главный вход в церковь с севера, как на фотографии или все-таки традиционно с запада. Вопросов множество, ответов почти нет или они очень гипотетичны. Ведь памятник всерьез не исследовался, не обмерялся и редко фотографировался. Об интерьере судить почти невозможно - темный лес.
И какому-то "просвещенному" чиновнику XX столетия в 60-е годы пришла в голову мысль дать команду разобрать главу и верхние восьмерики. Распоряжение было исполнено. Памятник обезглавлен, изуродован. Начисто испорчен архитектурно-природный пейзаж - творение земных, космических и человеческих усилий.
По преданию талантливейший русский полководец Суворов часто посещал это место и храмы, а на строительство каменного жертвовал средства. Значит, кощунство, надругательство совершено не только над природой, не только над творением рук человеческих, но и над памятью полководца, а, стало быть, над памятью Отечества. Было бы справедливым в высшей степени вытащить "за ушко да на солнышко" подобных чиновников и предать их имена позору.
Не хотелось бы так печально заканчивать эти строки. Но жизнь не райские кущи.