Любино Поле (Орлов А.Н.)

На трассе Новгород — Санкт Петербург когда-то стояла деревня с красивым названием Любино Поле. Но грянула Великая Отечественная. Красная армия  отступила за реку Волхов. В сорок первом году началась широкомасштабная операция по освобождению Ленинграда, планам которой не суждено было сбыться.

Любино Поле оказалось в прифронтовой полосе. При освобождении деревни погибли сотни солдат Красной армии. Затем оборона стабилизировалась, и передний край проходил западнее и северо-западнее один километр от деревни. Естественно, все перемещения частей проходили через Любино Поле. Здесь же размещались и медицинские подразделения. По архивным данным по потерям только по 120 МСБ числится несколько братских могил (200 метров, 300 метров севернее и северо-восточнее, а также южная окраина деревни). Это  потери только по одному медсанбату, который находился там непродолжительное время.

Ныне у дороги  на С.Петербург, с правой стороны, находится мемориальный комплекс с тысячами фамилий на плитах. К сожалению, 95% из тех, кто увековечен здесь, лежат в запаханных могилах как самого Любино Поле, так и у  д.Мостки и Спасской Полисти.

Этот, пожалуй, один из немногих мемориалов, где под плитами есть останки солдат. Но кому в голову могла прийти идея увековечить здесь тех, кто на самом деле лежит в лесах, полях и болотах всей этой огромной территории. Многие из погибших благодаря поисковому движению, обрели покой на братском захоронении Мясного Бора. Часть из них была с документами, о чем было сообщено родственникам. И они приезжают в Мясной Бор. Только из одной воронки на юго-восточной окраине деревни в 1996 году нашим отрядом было выкопано 86 погибших солдат, найдено свыше десяти медальонов. Их хоронили в Мясном Бору. А имена высечены на Любинопольском мемориале. Но еще семилетним пацаном со старшим братом и отцом выносили из-под Спасской Полисти останки погибших и хоронили в Любино Поле. Эти простые обелиски из песка и цемента стояли на северо-восточной стороне этого кладбища. Здесь же покоился и вынесенный по просьбе жены батальонный комиссар Супрун Яков Артемьевич. Он был захоронен во время боев в д. Ольховка. Его супруга Анна Ивановна Супрун каждый год приезжала на могилу из города Жданов. Сейчас она очень стара, но если бы смогла, то не нашла бы могилы мужа. Его фамилия с перепутанными инициалами находится в другом конце мемориала. И такие же жены, дети, внуки будут просто шокированы как этим мемориалом, так и тем, что был чуть ближе к Мясному Бору. Его попросту перенесли, не обговорив все детали с родственниками и ветеранами. Так кому же высечены имена на плитах?  Или это еще один способ отмывания денег? (Доказать невозможно. Писать не нужно.).

Дополнение

В 1953 году там хоронили собранные останки со всего района воинской частью. Которая работала по письму Орлова Н.И. Ворошилову К.Е. Так же там были и захоронения, которые производили школьники Трегубовской школы в конце шестидесятых годов.

Источник: www.novgorod.net/~dolina/