РАЗДЕЛ ВТОРОЙ - фольклор. собирательская работа в новгу.

Каждый год студенты филологического факультета Новгородского государственного университета проводят экспедиционную работу под руководством опытных преподавателей или записывают фольклор самостоятельно, предварительно получив соответствующие консультации по специфике данного вида деятельности. Первые годы записи не оформлялись для архивного хранения. Материалы не классифицировались, поэтому значительное количество текстов за 1968 - 1974 годы утрачено. Правда, спасло положение то, что часть этих материалов поступала на хранение в архив АН РАН (Пушкинский дом), где они и находятся в Новгородской коллекции № 241. Но с 1974 года на кафедре русской литературы ХХ века ведётся архивохранение материалов, а теперь, когда открыта фольклорная лаборатория, появилась возможность вести целенаправленную постоянную работу.

Молодежная группа ансамбля "Рушане", руководитель - Быстрова А.В. (справа)

Архив включает тысячи текстов разнообразных жанров из всех районов Новгородской области. Первоначально записи велись в основном вручную и эта традиция, связанная не только с недостатком финансового обеспечения, сохранялась довольно длительное время. Ручная запись была обусловлена ещё и другим: многие информаторы не разрешали записывать на магнитофон ни свои рассказы, ни песни, ими исполняемые. Они опасливо относились ко всякого рода техническим аппаратам. В последнее время материалы в архив сдаются в основном в магнитофонной записи. Но, тем не менее, до сих пор не каждый исполнитель разрешит записывать себя на магнитофон. Да и не только раньше, но теперь многие просто отказываются разговаривать с теми, кто интересуется их прошлой жизнью, стариной, иногда из опасения, что то, что от них запишут, может быть использовано каким-то образом против них. Несомненно, сказываются годы репрессий, когда сказанное "лишнее" слово могло сыграть роковую для судьбы человека роль. Сказывается и то, что старые люди не всегда верят в подлинность интереса к их прошлой жизни. Сейчас положение изменилось в том смысле, что теперь в самой Новгородской земле появились люди, серьёзно интересующиеся фольклором, те, кто не только записывает материал для архивохранения и научного изучения, но и пытается показать современным новгородцам, как жили, что пели, что танцевали, что рассказывали, во что верили их предки. Сейчас практически во всех районах Новгородской области существуют фольклорные ансамбли, которые исполняют старинные песни и танцы в традиции, бытовавшей в данной местности. Прекрасный ансамбль "Рушане", руководимый Аллой Васильевной Быстровой, создан в Старой Руссе.

Шуточная песня "Шла Матрена к своему милому дружку"

Шла Матрена к сваму милому дружку
И несла она пирог с творогом,
Еще курицу жареную,
Требушину переваренную,
Два яичка всмяточку
И баранью лопаточку,
Астраханских две селедочки
И поллитра крепкой водочки.
Тут Матрена спотыкнулася,
На дороге растянулася,
И упал у ней пирог с творогом,
Еще курица жареная,
Требушина перевареная,
Два яичка всмяточку
И баранья лопаточка,
Астраханских две селедочки
И поллитра крепкой водочки.
Вот идет к ней комаринский мужик
И отнял у ней пирог с творогом,
Еще курицу жареную,
Требушину перевареную,
Два яичка всмяточку
И баранью лопаточку,
Астраханских две селедочки
И поллитра крепкой водочки. 

Послушать

Посиделки

В Новгороде существует несколько ансамблей, участниками которых являются молодые люди, среди участников много школьников. В Лицее есть фольклорный ансамбль "Горница", в котором ставятся фрагменты древних обрядов, исполняются достаточно профессионально лирические песни. Но самым ярким фольклорным ансамблем в городе Новгороде являются "Кудесы", руководимые талантливой Мариной Клавдиевной Бурьяк, создавшую ещё и уникальную музыкальную школу русского фольклора, где дети от 3-х лет и старше учатся понимать, что такое русская национальная культура, в чём её особенности. Все участники этих ансамблей ведут постоянную экспедиционную работу, которая помогает им пополнять репертуар и оттачивать исполнительское мастерство.

Работа по собиранию и хранению фольклора Новгородской области, проводимая в стенах НовГУ, преследует не столько прикладные цели, сколько учебные и научные. Студенты университета проходят учебную фольклорную практику, предварительно прослушав курс теории и истории русского фольклора, получив консультации по методике организации беседы с информаторами, по методике организации правильной магнитофонной записи. Каждый год фольклорный архив НовГУ пополняется сотнями фольклорных текстов и фонограмм. По материалам студентами пишутся курсовые и дипломные работы, где с научных позиций исследуется история обрядов, отдельных жанров устного народного творчества, их художественная специфика, их значение для русской культуры. С интересом относятся современные студенты и к проблеме влияния фольклора на русскую литературу. Следует отметить, что интерес к прошлому, к традициям народной жизни в молодежной среде не затухает.

По материалам архива можно составить интересную картину районирования и распространения отдельных жанров и отдельных текстов. Правда, такая работа основательно пока не проводилась, ибо не было до сих пор надлежащих условий. Хорошо заметно, как сохраняется традиция в отдельных районах и деревнях. Так, например, тексты свадебных песен и причетов, записанные в конце 60-х годов в Пестовском районе, записываются и теперь в 90-е, хотя и в усечённом виде. Интересно и то, что данный жанр бытует, несмотря на то, что сам прежний свадебный обряд, предполагавший включение в себя подобных текстов, уже не исполняется. Свадебный обряд изменился, осовременился. Попытка соединить старые и новые традиции в обряде, предпринятая в середине 70-х годов, не увенчалась успехом, и это закономерно. Изменившееся мироощущение молодежи, сильно отличалось от того, как видели жизнь и события люди старшего поколения, поэтому свадебные песни, пусть даже и торжественные величальные жениху и

Егорова А.Д. и "первый парень на деревне", гармонист Голубев Н.И.

невесте, выглядели анахронизмом в современном /70-х годов/ обряде. Но в памяти местных жителей старшего возраста, хоть и не видевших прежнего свадебного обряда, песни сохраняются, ибо так пели их матери и бабушки, и это они помнят. Поразительно, но в тоже время закономерно и то, что те, кто в семидесятые годы были молодыми и достаточно нигилистически относились к прежним обрядам и традициям, сами стали петь те же песни и вспоминать то, как пели их матери и как они исполняли тот или иной обряд.

На протяжении долгих лет сохраняются поющие коллективы, которые с некоторых пор стали называться фольклорными. Однако себя они не ощущают каким-то "фольклорным" коллективом, а собираются и поют так, потому что так привыкли, так было и раньше, так собирались и пели когда-то. В течение 30 лет фольклористы Новгорода, Петербурга и Москвы слушают хоры деревни Мокрый остров Крестецкого района или деревни Взвад Старорусского района или деревни Бабки Парфинского района и других, при этом основной старый репертуар сохраняется.

Старейшая певица деревни Бабки Егорова А.Д., 1914 года рождения, поет свадебную песню.

Из-за лесу, лесу темного,
Из-за садика зеленого
Вылетало стадо гусей.
Одное стадико гусиное,
А другое лебединое.
Гуси-лебеди стали щипати,
Она стала кликати:
Не щипайте гуси- лебеди,
Не сама я залятывала,
Занесло меня погодою,
Завезли меня кони,
Кони Васильевы,
Василия Ивановича.
Кони карие,
Кони карие, окрученные:
Уздечки серебряные,
Ленточки белые.
Повезли Машеньку
В дальние края,
В дальние края:

Поют частушки под гармонь Корнева А.И., и Степанова М.И. (д. Бабки, Парфинский район)

Корнева А.И., и Степанова М.И.

Ой, подружка моя Тоня
Выходи и выходи.
Про меня чего не знаешь
Мне, пожалуйста, скажи
(п/п)- Правда, Жень?
- Правда, Тонь
- Ты не врешь?
- Чего мне врать.
- Ты не врешь и я не буду,
Давай дальше продолжать
(вместе)Эй-хлоп, заигрались,
Эво, примечали ли.
Говорите не таите,
Кого, где оставили.
Мимо нашего окна
Бегали телята,
А я с печки да в окно:
Думала ребята.
(п/п)Ой-ка бабочки-девчоночки,
Ой ная-наяночки
Мы нигде не пропадем,
Ни на какой гуляночке.
(п/п)Говори ему "спасибо",
Товарочка милая,
Его тоже ожидает
Девочка любимая.
(п/п)- Правда, Жень?
- Правда, Тонь
- Ты не врешь?
- Чего мне врать.
- Ты не врешь и я не буду,
(вместе)Давай песню петь кончай.

Скачать


Песенок не пела,
Мне веселья не было.
Мое ретивое болело -
Про разлуку ведало.
Играй повеселей,
А я весело спою.
Я твое горе развею,
И свое развеселю.
На горочке две елочки,
Под горочкой кусты.
Ой, я заставила залеточку
Ходить за три версты.
Милый в армию пошел,
Я в окошко глянула.
С этих пор моя любовь
Все вянула и вянула.
Ой, "соломушка" - игра
По всей России славится.
Старуха по миру идет,
И та "соломушку" поет.
Поиграй повеселее,
Моя ягодиночка.
Чтоб от сердца отвалилась
Горя половиночка.
Полюбила гармониста
Мне не спалась тёмна ночь.
Слушать на гору ходила
В саму дику полночь.
Пойдемте, девки по домам.
Ведь эти парни не по нам:
Все плешатые, замятые
С волосам не надо нам. 

Скачать

Разудалая частушка накануне престольного праздника Михайлова дня. Поет Липатова А.А.

Я девчонка чёртова
Да завлекла четвёртова.
Интересно будет мне -
Придут четверо ко мне.
Ой, посажу я огурцы на,
На широки грядки.
Ой, почему бы не сплясать
На седьмом десятке.
Если миленький изменит,
Я в лохани утоплю.
Не в лохани, так в чулане
И ухватом по хую.
Я - девчонка боевая,
Мой миленок - хулиган.
Боевая с хулиганом,
Никому его не дам. 

Скачать

Коренная жительница д. Взвад Михеева Н.И.у себя в доме. О

на помнит рекрутские частушки, которые пели парни, когда уходили в армию.  

На Ловати-то реки поили коней-то рыбаки,
А белогривого коня поили вербинка моя.
Осталися на Ловати огонечки-то гореть.
А там осталися-то девчоночки по нам плакать и реветь.
Я по этой-то по деревенке пойду-то последний раз.
А неужели-то расхорошая напиться не подаст.
Та скажи родима маменька, кому ты рубашку шьешь?
Она заплакала-то, сказала:
Ты в солдатушки пойдешь.
Посмотри-ка родима маменька в переднее окно
А не твое ли то милое деточко забритое пошло.
Я под мерку становился, мерка-то поднималася.
Моя кудринка-то зарыдала, мама засмеялася.
Я под мерку-то становился, мерку поднял головой,
Моя кудринка-то зарыдала пуще маменьки родной.
А нас сдавали-то браковали в большом каменном дому.
А мои русые-то волоски оставались на полу.
А мой кудринка-то пробирался березняшком-то реденьким.
А я приду - она обнимет ручкам своим беленьким.
А я к девчоночке-то ходил, тропинку ямочкам-то набил,
Набил до желтого песка, но не добился не разка.
-------------------------------------------------------------
Кудринка - возлюбленный, возлюбленная. 

Скачать

Исполнительница поет частушки на местную тематику:

Дорога моя подружка,
Твой залётка лётает.
А мой залётка рыбу ловит -
Больше заработает.
Мой залётка рыболов,
А я рыболовочка.
Поедем рыбу мы ловить,
В Чертицкое озёрочко.
Что ты Игорь, Игорёчек?
У тебя печальный вид:
На бок сбитые ботинки
И платок бабин покрыт.
ОТВЕТ: Михеева ты Нина,Бывшая Липатова,
Тебя один слепень кусил,
Ты и то заплакала.

Тексты правого столбца Михеева Н.И. откомментировала:

"На пожне были (с мужем). Игорь покойничек, значит. Я стою на стогу, а он подавал. Он в ботиночках все в кривых (стоптанных) ходил. Жарко было. И покрыт платок [женский] у его [на голове]. Я и пою песню, сочиняю с ходу, тогда под вдохновение. А он мне в ответ сразу поет".