Особенно мне жаль уже известный нам Неаполь Скифский (округа Симферополя).
Кстати, наиболее замечательной фигурой в Неаполе Скифском был Скилур (греч. Skilouros) - скифский царь (2-ая половина II в. до н.э.; рис. 2 - 4). По его воле чеканили монеты. Интернет дает ныне обилие сведений об античных городах Крыма и Приазовья, различных царях Великой Скифии.
Рис. 2 – 3
Некоторые из монет скифского царя Скилура. 2 век до н.э. (ниже прориси других монет).
Если верить Плутарху, Скилур (северное имя типа Ахилл, Скил и т.п.; затем Скилица и т.д.) , у которого было 80 сыновей, предложил им, умирая, связку стрел, чтобы каждый попробовал её сломать; но все отказались. Тогда он, вынимая стрелы по одной, переломил их все без труда и сказал в поучение, что все они будут сильны, пока стоят заодно, и станут бессильны, как только разрознятся и поссорятся.
Рис. 4. Прориси монет. ; Неаполь скифский
Благодаря сообщениям античных авторов и древней надписи на камне, найденной в Крыму, и стало известно имя этого царя скифов-сколотов II в. до н.э. Скилура (в 1 веке н.э. свои монеты чеканили цари скифов Фарзой-«Борзой» и Инен-симей). Представление о его внешности дают каменный барельеф и несколько монет. В 1946 году при раскопках столицы царства Скилура - Неаполя Скифского, развалины которого были обнаружены на окраине г. Симферополя, археологи открыли выдающийся памятник - каменный мавзолей с 72 погребениями. Одно из них самое древнее и самое богатое, возбудило особый интерес. Череп из этого захоронения был передан, без указания места и обстоятельств находки М. Герасимову - антропологу, скульптору и археологу, который на основе разработанного им метода восстанавливал внешний облик давно умерших людей по черепам. Портрет, воссозданный Герасимовым, оказался Скилуром!
Скилур по монетам, барельефу и реконструкции М.М.Герасимова
Дворцовый комплекс ( условно - «Скилурово дворище») был создан одновременно со строительством фортификационных сооружений примерно в середине II в. до н. э. Его центральной его постройкой был фундаментальный мегарон (здание для «вече») размером 25 на 9,6 м с двумя входами, каменной скамьей и большим очагом. Правда, уже в начальный период существования он сгорел в катастрофическом пожаре 135-130 г. до н. э. Накануне пожара во дворце хранились большое количество родосских, синопских, книдских и косских амфор с вином и маслом, богатые и разнообразные наборы импортной посуды, другие предметы. Подобного южного импорта затем и в Новгороде 10 – 12 вв. хватает.
После катастрофы Южный дворец был полностью реконструирован и существовал до 112-110 гг. до н. э., когда окончательно разрушен понтийскими войсками Диофанта (с противоположного берега Черного моря). Дворец представлял собой огромный сложный архитектурный комплекс с парадным южным фасадом. В центре располагался большой закрытый двор, окруженный оградами и различными постройками. Все здания Южного дворца имели черепичные крыши, стены из камня и сырцовых кирпичей. Некоторые парадные помещения были украшены фресковой росписью и скульптурой, а значение фресок средневекового Новгорода тоже общеизвестно.
План Южного дворца Неаполя Скифского; состояние на вторую половину II в. до н. э.: 1 - мегарон; 2 - «здание с портиками К»; 3 - «здание с портиками Л»; 4 - «мавзолей Аргота»; 5 - центральные ворота; 6 - «мавзолей Скилура» (По Ю.Г. Виноградов, Ю.П. Зайцев, 2003 "Археологія", №1, 2003; www.iananu.kiev.ua)
В 1999 г. при раскопках юго-западной части Южного дворца обнаружились многочисленные фрагменты известняковой плиты, на которую была нанесена восьмистрочная греческая надпись (допускают, что Скилур ее посвятил своему предшественнику) – Арготу (это к вопросу, мели ли скифы читать и писать). Если учесть, что Скилур скончался незадолго до Диофантовой кампании, т. е. до 113 г. до н. э., то дата воздвижения гробницы Аргота вполне совпадает с тем, что в 130-х годах до н. э. у Скилура могло появиться на свет еще не 80, а только 60 сыновей и равное количество дочерей (князь Владимир до 989 г. тоже имел обилие плодовитых связей).
Вот что сообщает надпись: | Перевод: |
|
|
Строка 8. По мнению специалистов, частица νυ сообразно размеру предшествующей лакуны не оставляет сомнений, что здесь должен быть дополнен [δ’ άντί] известный с эпохи Гомера оборот νυ, обозначавший равенство двух субъектов. В данном контексте воздвигший монумент Скилур воспитал всех своих детей подобно или, иначе, в духе определенного сына (τοϋ παιδός’!), в котором, разумеется, следует видеть усопшего Аргота. Остается только выяснить отчество последнего, скрывающееся в последних буквах строки ΙΔ.
Упоминание имени Аргот приводит к давно известной пантикапейской надписи (КБН-75), в которой упоминаются Перисад IV Филометор, его мать Камасария (дочь Спартока и жена покойного Перисада III) и Аргот, сын И[...]та и супруг Камасарии. Иначе говоря, овдовевшая боспорская царица заключила повторный династийный брак с представителем правящего дома соседнего варварского государства – Великой Скифии. Датировка этого события (равно как и хронология правления боспорских правителей) в значительной степени гипотетична и помещается между 170 и 150 гг. до н. э. или около 160 г. до н. э.
В посвящении, составленном, скорее всего, именно по случаю конкретного бракосочетания, от отчества Аргота сохранились лишь начало и конец: Ι[...]θου, дополненные Томашеком в фракийском PN Ι[σαν]θου. Не приводя все сопоставлений ученых, отметим, что полным отчеством Аргота, стоявшим в строке 8, могло быть Ιδ[ανθέμιδος]. Этим отчеством неапольский (крымо-новгородский, скифо-неапольский) стихотворец, приверженный к гомеризмам и архаизмам, завершил эпитафию.
Поэт из Неаполя, знавший Гомеровские поэмы и раннегреческую лирику, выполняя высочайший заказ, явно пытался себя превзойти: только в сохранившемся тексте его сочинения он употребил не менее десятка гомеризмов, включая и гомеровскую грамматику! Это однозначно указывает , что заказавший эпитафию монарх придавал сооружению надгробного монумента исключительное значение. Недаром он распланировал его сразу за главными воротами своей столицы перед порталом царского дворца. Отсутствие же в тексте эпиграммы имени царя, воздвигшего монумент, позволяет предположить, что либо справа на плите за рельефом всадника (, либо на другой стороне сооружения была вырезана и прозаическая надпись, в которой и усопший, и воздвигший ему гробницу были поименованы по именам и отчествам со всеми их титулами.
Стоит отметить, что почти все данные античные буквы затем утвердятся в русском языке под именем «кириллицы» (www.iananu.kiev.ua)
Сергей В. Рябчиков рассмотрел оборотные стороны двух монет скифского царя Скилура (Зубарь 1996: 47, рис. 2 [7], [8]). По его мнению, имя этого царя состоит из двух скифских слов, скил - "сокол" (ср. русское сокол) и ур - "яркий; светить; высота; быстрый" (ср. древнеиндийское ullah - "светить", русские юр, юркий). Это имя сопоставимо с именем сказочного русского персонажа Финиста Ясного Сокола, ср. также русское выражение свет ясен сокол, связанное с идеями "светлый; чистый; быстрый" (Афанасьев 1996: 84, 146). Поэтому русское сокол может содержать корень кол- (коло - "солнце") (Демин 1997: 121).
Греческий текст первой монеты - BASILEWS SKILOUROU OLBIO - "(Монета) царя Скилура из Ольвии". Скифские знаки с этой монеты изображены на рис. 5.
Рис. 5
Знак стрелы - это солярный символ. Вполне возможна игра слов: ср. древнеиндийские bana - "стрела", bhanu - "солнце; яркость; свет или луч света", bhana - "свет; блеск, сияние". С другой стороны, А. Афанасьев (1996: 242) сравнивает копье с солнечными лучами в русских верованиях. Два знака читаются справа налево, это знак 12 со (ср. скифское со - "яркий; взгляд; глаз; жара; свет; светить") и круг - "солнце" (ср. древнерусское коло - "круг; колесо", русские колесо < коле со - "круг-свет", калить, латинские caleo - "быть теплым, горячим", calor - "летний зной", древнеиндийские kara - "луч света; солнечный луч", kalya - "рассвет; утро"). Эти знаки читаются как со-коло (ср. русское сокол), буквально "свет-круг", т.е. "солнце". Знак стрелы можно прочитать как ур- - "быстрый/высокий/яркий". Таким образом, эти три знака читаются как с(о)-кол-ур-, т.е. Скилур ("Быстрый/ясный сокол" или "Быстрое/высокое/ясное солнце").
Греческий текст второй монеты - BASILEWS SKILOUROU - "(Монета) царя Скилура". А сами знаки (рис. 5 – 6) затем станут популярны и у царей Скифии и Германии уровня Германариха (Яромира) и Аттилы.
Рис.6
Скифская надпись на монете (см. прориси; рис. 4) читается слева направо, она содержит тот же самый текст - Скилур, что и на других монетах. Предположено, что это скифо-греческие билингвы. Теперь можно изучить лицевые стороны двух других монет скифского царя Скилура (Зубарь 1996: 47, рис. 2 [3], [5]). Колесо (ср. древнерусское коло - "круг; колесо"), иначе солярный знак (1), присоединено к каждому изображению этого царя.
(1. См. (Иванов 1992: 462). Афанасьев, А., 1996. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Москва: Индрик. Демин, В.Н., 1997. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. Москва: Вече. Зубарь, В.М., 1996. Ольвия и Скилур // Российская археология, N 4: 44-50. Иванов, В.В., 1992. Солярные мифы // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 461-2. public.kubsu.ru).
miriobiblion.narod.rumuseum.com.uapublic.kubsu.rugumilevica.kulichki.netashura.chat.ruwww.numizmatik.ruwww.iananu.kiev.ua