Дерево в Древней Руси было основным и наиболее массовым поделочным материалом. Из дерева строились жилища и крепостные сооружения, делались мебель и домашняя утварь, посуда и инструменты, корабли и машины и многое другое. В большинстве этих изделий и сооружений утилитарная целесообразность сочеталась с красотой. Новгородцы покрывали резным орнаментом и придавали художественную форму почти каждому творению своих рук - от детской игрушки до строгого намогильного креста. Дерево являлось наиболее податливым материалом для художественной обработки. Видовой состав древесины был довольно широк: сосна и ель, ясень и липа, лиственница и дуб, береза и можжевельник, яблоня и самшит и другие породы. Искусство резьбы по дереву, тесно связанное с повседневной жизнью, в ту пору было наиболее массовым видом художественного творчества, доступным каждому человеку. И взрослый и подросток, свободно владея ножом и резцом, могли умело обработать кусок дерева. Резчик был одновременно и творцом и исполнителем, а кроме того, и довольно часто, Д потребителем своего произведения. Наиболее массовым, ярким и орнаментальным прикладное искусство из дерева было в ранний период новгородской истории в Х - ХII веках. Украшая свой дом, утварь, посуду, корабли, сани и многое другое, новгородцы одновременно поэтически воспевали природу и создавали предметы, которые защитили бы их от духов зла Д упырей и леших и другой "нечистой силы", поскольку ими был наполнен, как они считали, весь окружающий мир.
Наиболее излюбленным декором являлись "звериный" и растительный орнаменты с плавными узорами лент бесконечной плетенки. Позже, в ХIII - ХIV веках, в связи с развитием товарности ремесла и распространением христианства, искусство языческой орнаментации приходит в некоторый упадок. В резьбе по дереву начинают превалировать элементы геометрического орнамента. Основой всех видов резьбы по дереву служила так или иначе выраженная система выемок в глубь материала. Резец четко очерчивал на поверхности тонкий контур изображения, прокладывая по дереву узкую двухгранную канавку - порезку. Другим приемом орнаментики была плоскорельефная резьба: дерево между узорами выбиралось, в силу чего фон понижался, а границы рельефного рисунка немного сглаживались. Достаточно распространенной была и трехгранно- выемчатая резьба, а также прорезь, чаще всего применявшаяся в архитектурном декоре. В украшении ковшей, ложек, разной посуды чаще всего применялась объемно-рельефная резьба.
Языческий идол - домовой
Языческий идол - домовой
Языческий идол
Языческий идол
Крест нательный
Крест нательный
Заготовка доски для иконки с надписями
Личина для крепления ручки у крышки сундука
Копыл санный, украшенный резной плетенкой
Рукоятка ножа
Ложка столовая
Ручка чаши в форме головы зверя
Ручка ковша в виде головы орла, держащего шар
Ручка большого ковша, завершающаяся головой барана
Голова коня от детской игрушки
Ручка ковша в форме головы дракона
Голова барана на постаменте
Настенная вешалка, украшенная человеческой личиной
Гребень двусторонний
Крышка сосуда
Ручка ковша в форме головы дракона
Игрушка - коник на колесах
Игрушка - коник на колесах
Игрушка - коник
Настенная вешалка с навершием, изображающим голову рыси