Петр Золин доктор исторических наук, профессор |
Только происхождению слов со смыслом «город» и «городить» (например – и строить, сооружать) в разных языках можно посвящать целые книги. У древних греков города – полисы, «поли», отсюда и Неаполь (к примеру – Скифский в античном Крыму, хотя сам Скифополь существовал в античности и на землях нынешнего Израиля). У кельтов и близких им народов – тауны, туны, дуны, что созвучно русским «тын» и «с-тена». У восточных народов – тепе (холм), кала (крепость, замок, «скала») и т.д.
А вот в округе Балтийского моря (эпического моря Крона, античного Скифского или Сарматского океана с Венедским заливом) утвердились борги-бурги. Хотя в средние века оставалось популярным и гард-горд, восходящие еще к фригийскому Гордиону задолго до нашей эры. Американский археолог С.Янг в ходе тщательных исследований упорно проводил линию о связях фригийцев и праславян. Да кто из объективных ученых подобные линии не проводил и не проводит ?! Поэтому у многих СМИ, работающих за иные деньги и в пользу других ментальностей, такие ученые и не в чести.
По эпосу скандинавов, их прародитель Один с соратниками проходил на север в незапамятные времена по Гардарике («стране городов», так и в средние века называли Русь). Но эпос явно затрагивает хотя бы первое послеледниковое время, когда на землях будущей Скандинавии окончательно создавались условия для жизни людей. Это – около десятка тысяч лет назад – не меньше. На крайний случай – несколько тысяч лет.
Уже тогда были города ?! Были… Дело в том, что скандинавы иногда трактовали «гард» как всего лишь – «двор», «поселение», «домохозяйство». И переводчики относимые к Новгороду средневековые названия Хольмгардр (у скандинавов в эпосе связан и со временем Аттилы) или Острогард ( 10 – 11 вв.) трактуют как «островные поселения» или «восточный двор». Наши «теоретики древнерусских городов» (лишающие Россию позднеантичных Танаиса, Фанагории, Горгиппии и более древних городов типа Аркаима, случайного почти тезки священной для славян Арконы) этого прочувствовать и понять никак не могут. Между их теориями и реальностью - стена, тын, сооружение…
Первоначально эту главу автор назвал «Боровичи Бореидов Борея». И далее будет понятно – почему. Но как связаны «города» и Борей (подробности о нем чуть ниже) ?! Так Борей жил в тереме на горах у истоков рек Великой Скифии. И у терема явно был «порог» или «пороги» - отчасти будущий «борг-бург». Наши «пороги» с «боргами» имеют общее ?! Не знаем, как это доказывается строго этимологически, но с порогами терема Борея, бога северного ветра, любым «боргам» иметь связи даже престижно. В том числе и Санкт-Петербургу, который отметил 300-летие, а мог бы отметить – как Неватун – и в десятки раз больший юбилей.
Люди могли обитать в округе будущих Приильменья, города и Невы 30 – 40 тысяч лет назад. Данные различных специалистов все убедительнее показывают, что внутри Валдайского оледенения были периоды (например, около 28 тыс. лет назад, возможны уточнения), когда люди в конце палеолита могли выходить и на территорию будущей Новгородской земли. Но 22 – 12 тыс. лет назад почти все следы их жизнедеятельности стер и засыпал ледник. А эпическая память о жизни на далеком севере у индоевропейцев осталась. Об этом мне довелось рассказывать в различных выпусках «Руси до Руси», «Новгородики», «Ста новгородских сел» и других работах. Подчеркнем, что людей в Скандинавии и округе Балтийского моря тогда не было и не могло быть – над этими территориями тысячи лет стоял лед толщиной более километра. Это любителям всего на Руси от скандинавов и Рюрика надо осознать и всегда помнить.
Вот карты (рис.1), составленные специалистами и показывающие возвращение «валдайского ледника» к Валдаю. Но до этого возвращения - сплошного льда - почти десять (!!!) тысяч лет (как и все последние тысячелетия цивилизации в голоцене) группы «хомо сапиенс» могли выходить на охотничьи и рыбные просторы Северо-Запада России, включая и округу Приильменья. К будущим Санкт-Петербургу, Ладоге, Новгороду…
Рис. 1. Стоянки людей и разрезы почв палеолита округи гор Рип
Если вычленить из карты более важные для жителей Северо-Западного края участки, то видна следующая картина. Знаменитые брянские почвы около 30 тыс. лет назад достигали верховий Волги (Ра), делали вероятным здесь примитивное протоземледелие ( эпизодическое культивирование диких злаков, перетерание их на пестах-терочниках, что на новом технологическом уровне развивалось в условиях послеледниковых цивилизаций). Каменные плитки для перетерания (перемалывания) этих злаков встречены в ряде мест Русской равнины времен палеолита. Например, в Костенках на Дону под Воронежем.
Разрезы с датированными отложениями северных почв времен палеолита выявлены от верховий Днепра вплоть до Невы и озера Онего ( кружки с номерами 7 – 19: почти все в границах средневековой Новгородской земли). Тогда здесь доминировали огромные приледниковые озерные бассейны, где население неизбежно промышляло дичью и, при удаче, рыбой.
Стоянки палеолитических людей у Москвы-реки и верховий Печеры (треугольники 7 – 12) допускают вероятность подобных стоянок и на будущей Новгородской земле в то же время. Но затем почти все следы тех стоянок стер или засыпал за десяток тысяч лет Валдайский ледник, затем смыли громадные приледниковые озера.
Потомки северных поселенцев (первого населения Хольмгардии) частью вернулись на юг. И не исключено, что из поколения в поколение переходила устная память о благодатном северном крае – владениях эпического Нерея. Об этом на основе достижений современных исследователей мифов мне довелось подробно говорить (Русь до Руси, Сто новгородских сел и т.д.).
Мог ли с той поры происходить в эпосе образ бога северного ветра Борея или подобный ему – Норд, Сиверко и тому подобное?! Безусловно. И с той поры можно вести историю «городов» ?! Как сооружений, стен (домов, «теремов»), тынов – безусловно – ДА. Но и об этом подробности дальше.
Отошедшие при наступлении ледника на юг палеолитические люди Северо-Запада России селились на землях от юго-запада до юго-востока Русской (Восточноевропейской) равнины, уходили и в Центральную Европу (как ходили затем восточные европейцы туда не раз), и в Азию, и даже в Африку (как позже аланы и вандалы).
И они (их инициативные группы) – наследники позднепалеолитической Хольмгардии (Новгородской земли) вполне могли участвовать в сложении свидерской культуры, элементы которой около 10 тысяч лет назад встречаются на Валдайской возвышенности, под Москвой (бутовская культура), в Крыму и даже округе Иерихона.
Чтобы понять и окончательно осознать возможности всяких многотысячелетних юбилеев (не только в прошлом России), стоит твердо знать современные подходы к определению глубин истории людей типа «хомо сапиенс». Особенно – в округе Боровичей, богатой на памятники археологии.
Напомним представления генетиков о началах заселения земель будущей России около 40 тысяч лет назад первыми общинами-землячествами «хомо сапиес сапиенс» (людей окончательно разумных; рис.2).
Их знаки, орнаменты, рисунки, скульптурки, могильные погребальные обряды, антропологические реконструкции известны по Сунгири (под Москвой), Костенкам (под Воронежем) и другим палеолитическим памятникам, имеющим всемирное значение.
Рис. 2. Карта наиболее возможного расселения Homo sapiens sapiens 100 – 20 тыс. лет назад.
Профессор Стэнфордского универститета (США) Лука Кавалли-Сфорца составил карты распределения частот нескольких сотен генов в европейских популяциях (он назвал эти карты “генетическими ландшафтами”) и по генетическим дистанциям между популяциями вычислил даты их разделения (см. подробнее: Золин. Протогорода Великой Скифии. 2004. С.3 - 14).
Если верить его выводам, все люди современного типа вышли из Африки, а различия в цвете кожи - результат разницы климатических условий. И тот же европеец (европеоид) – генетически на 65% состоит из азиата и на 35% - из африканца. И имеет соответствующие «генетическую память» и «генетический язык», выраженный и современным многоцветием языков.
Мощная «волна переселений» (рис. 3) соответствует экспансии неолитических земледельческих народов из мест зарождения земледелия (район Анатолии и Месопотамии) на север и запад Европы. Ее датировка генетикой совпадает с археологическими датировками (6–9 тыс. лет назад). Земли между Волгой и Доном составляют третью генетическую зону распространения земледельцев, наряду с Грецией, Болгарией, югом Италии. В этом направлении указывают распространение доиндоевропейских языков и лингвисты.
Наши пращуры-земляки у низовий Дона и Волги около 8 тыс. лет назад генетически тяготели к древнейшим земледельцам округи будущего Шумера, жившим до 10 тыс. лет назад. И они близки им по облику, культуре, языкам (ностратическим), эпосу и другим характеристикам. При этом явно Гардарика (Русь) несла генетическую цивилизацию Скандинавии и Западной Европе, а не Запад облагодетельствовал земли будущей Руси. И такой вынос достижений пращуров россиян в окружающий мир происходил не раз (и мигранты для россиян были генетически «своими» - отчасти «свеями», шведами).
Рис. 3. Распространение носителей земледельческих культур 9 – 6 тысяч лет назад (по генетическим данным)
Эта генетическая линия подробно отражена эпосом многих народов России, включая и славено-русов («русских»). Гибнет на далеких горах Араратских былинный Святогор. Участвуют в строительстве Вавилонской башни летописные «нарци суть словене». Указывают на исход пращуров скифов из Азии Геродот и Диодор Сицилийский. Им отчасти вторят многострадальная «Велесова книга» и подобные отвергаемые официозом источники. С юга на север идут и герои Повести о Словенске Великом (о Словене и Русе). В ту пору возникают огромные протогорода трипольцев на землях будущей Руси, в округе реки Роси.
Еще одна важная миграционная волна связана с частотой встречаемости другого комплекса генов. Она наиболее высока на юге России (здесь эпицентр и архаика исходного индоевропейства, по данным ряда лингвистов и антропологов) и снижается в направлении к северу и к югу. След оставили миграции скотоводов-кочевников 4–6 тыс. лет назад (рис. 4). Именно об этом огромном полиэтносе всадников (кен-тавров эпоса) античные римские историки (Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий и другие) еще 20 – 16 веков назад говорили, что скифы – первый цивилизованный народ на земле, древнее египтян. И сколоты (так сами себя называли скифы) достигли господства в Европе и Азии за 2800 лет до образования Рима. Примерно в 3553 году до нашей эры. Тогда – например – трипольские города достигают наибольшей площади – в сотни гектаров.
Эпических отражений данного пласта истории – бездна. Богатейший индоарийский эпос, начиная с Авесты и Ригведы. Древнейшие сюжеты греческого эпоса, боготворящего Гипер-Борею как земли Аполлона (Феба). Родом из гиперборейцев мудрец Абарис – один из символов начал философии от варваров. Из Гипер-Бореи приходили со священными дарами на юг девушки Лаодика (Ладога ?) и Гипероха (перевод: Великая, Превосходная), Карга и Опис, гимны им посвящал поэт Олен. Эти эпические имена, приведенные Геродотом, имеют немало созвучий на Русском Севере. И в том – тоже одно из свидетельств существенной этногенетической памяти эпоса «Руси, чюди и всих языцей», как бы недруги такой памяти повсеместно не злобствовали. У«злобствующих» - одни народы могут свое многотысячелетнее прошлое свято и сравнительно точно - вплоть до боготворения, абсолютизации, - помнить, а другие – по определению, нет.
Рис. 4. Распространение скотоводов (включая коневодов) около 6 тысяч лет назад (по данным генетики).
Волна скотоводов на землях будущей России требует наиболее пристального внимания, так как в сочетании с распространением земледелия создавала очевидные предпосылки для развития реальной Великой Скифии как государства около 6 тысяч лет назад.
Трипольские протогорода (см.: наши работы по философии и протогородам Скифии) этот уровень государственности с достаточно развитой идеологией сколотов (так сами себя по традиции тысячи лет называли скифы) и подтвердили. Ныне периоду посвящены десятки фундаментальных трудов, включая и исследования по язычеству древних славян академика Б.А.Рыбакова.
Еще одна волна указывает на изменение распространенности комплекса генов, соответствующих экспансии греческой культуры во П - I тысячелетии до нашей эры (рис.5). И вновь пращуры-земляки россиян и их соседей объективно (генетически) были близкой частью античного мира времен древних Греции и Рима – 30 и 20 веков назад. Но еще за тысячи лет до этого именно они во многом создавали генофонд прагреков и праримлян. И это –к примеру, - позволяло затем позднеантичным римским историкам утверждать, что «скифы древнее египтян». В данный период возникают скифские города типа Гелона – площадью в десятки квадратных километров, чего средневековая Русь долго не знала.
Рис. 5. Экспансия «греческой культуры» в 2 – 1 тыс. до н.э. (по данным генетиков).
Трудно отдать культуры эпических гор Рип (ныне Валдайской части Русской возвышенности, средневековых Алаун, Ревениц) каким-то одним языковым семьям типа индоевропейцев и финно-угров, так как в последние несколько тысячелетий явно и многократно здесь смешивались охотники и собиратели, земледельцы и скотоводы, скитальцы и «постояльцы» (с разнообразным домостроением).
Важно, что индоевропейский элемент времен указанных «волн» в округе гор Рип (Риф, Рипеев, Рифеев и т.д.) уже был. Индоевропейский эпос вел с Рип истоки Ра (Волги), Танаиса (Дона), Борис-фена (Борея потока). Рипы – вероятный след ностратического языкового союза, существовавшего около 8 – 12 тысяч лет назад. И поэтому по созвучиям античные варианты названия гор имеют свои разнообразные трактовки для финно-угров и северных семитов, тюрков и индоевропейцев (особенно германцев, балтов и славян).
Славянские Рыбы (с тяготением к смыслу слова «рыпаться»), Репы (со смыслом - «скользкие», «грязные»), Репей («приставучий», «досаждающий») и другие славянизмы тоже имеют право на трактовку смысла имени гор.
Культуры среднего неолита округи 8 – 5 тысяч лет назад представлены по книге известного российского археолога С.В. Ошибкиной (рис.6: есть и другие версии, отчасти отраженные нашими сборниками «Русь до Руси»). Она достаточно подробно представила и возможности исторической памяти от эпических глубин [Ошибкина С.В. Искусство эпохи мезолита // Искусство каменного века. М.: Наука, 1992. С. 7-40].
Ранняя дата для верхневолжской культуры - 7240 лет назад, поздняя - 5430 лет назад. Для ямочно-гребенчатой - ранняя дата - 6040 лет назад, поздняя - 4550 лет назад (т.е. примерно завершается временем Словена и Руса). Для волосовской (с активным использованием янтаря, особенно прибалтийского) - ранняя дата – 5065 (условно близка временам послепотопной «Руси, чюди и всих языцей), поздняя - 3840 лет назад (времен дальних походов потомков Словена и Руса ;см. подробнее: Золин. Протогорода Великой Скифии. 2004. С.15 - 23).
По мнению Ю.Б.Цетлина, зоны перекрытия между культурами отражают периоды сосуществования этих культур (Цетлин Ю.Б. Периодизация неолита Верхнего Поволжья. Методические проблемы. М.: Инст. археологии РАН, 1991. 193 с.).
Рис. 6. Археологические культуры времен Словена и Руса (8 – 5 тысяч лет назад). Округа эпических гор Рип (истоки главных рек Великой Скифии) с «теремом Борея».
У истока Борис-фена и была вся стать жить богу северного ветра Борею (иногда по созвучию в нем указывают и Перуна, ищут сходства грозных Перуна и Борея: оба небожители, летают, устраивают грозы и бури, связаны с северными индоевропейцами и т.п.).
Так на горах Рипах и возникал эпический «терем Борея», за которым была уже Гипер-Борея (Крайний Север) и жили гипер-бореи (гиперборейцы), обитатели позднеантичной Бярмии и позднесредневековой Перми.
Что вытекает из греческого эпоса ?!
Борей - бог северного ветра (допускают, того же корня-смысла, что и Буря, Буран), сын Астрея и Эос, внук титанов Крия (в частности, созвучие славянским Край и Крыша) и Гипериона. Он - брат Зефира, Нота, Эвра (одного из «создателей» Восточной Европы, точнее Евразии), Эосфора и звезд, отец Зета, крылатых Зета и Калаида, Клеопатры и Хионы (мать - Орифия). Изображался могучим, крылатым и бородатым мужчиной. В аллегориях четырех времен года символизировал Зиму (лютую, отсюда - отчасти - и являлся ранним Дедом Морозом).
По мере закрепления пращуров греков на землях нынешней Эллады, указывался обитающим во Фракии (округа Болгарии) - среди холода и мрака. Обладал даром превращения в коня, а основными землями одомашнивания лошадей около 6 тысяч лет назад наукой признаются – напомним, - просторы Скифии.
Кстати, лошадка – символ Сунгири – известна северянам около 25 тысяч лет назад. Да и затем символика коня на землях будущей России имеет разнообразное развитие. Есть изображения лошадей на стенах Каповой пещеры на Урале около 15 тысяч лет назад.
Астрей (Острей) - "звездный" - сын титана Крия и Эврибии, брат Перса и Палланта, муж Эос, отец звезд, ветров (Борея, Зефира, Нота и Эвра) и Эосфора. Астрея (Острея) - "звездная" - богиня справедливости, наблюдающая за правосудием, защитница правды и враг обмана. Дочь Зевса и Фемиды, одна из шести ор, сестра Ауксо, Талло, Карпо, Эйрены и Эвномии. Первоначально жила среди людей, но покинула землю ради высоких Небес, т.к. была не в силах исправить порочность земного мира. Превратилась в зодиакальное созвездие Девы. Нередко отождествляют с северной богиней Дике.
Дике (Дикэ) - одна из шести ор, богиня Справедливости, наблюдающая за правосудием, защитница правды и враг обмана. Дочь Зевса и Фемиды, сестра Евномии и Эйрены. Изображалась в виде молодой девушки с плодами в руках. Спутница Афродиты (Венеры). Первоначально тоже жила среди людей, но покинула землю ради высоких Небес, т.к. была не в силах исправить порочность земного мира. Превратилась так же в зодиакальное созвездие Девы. Ее нередко и отождествляют с Астреей.
О родичах Борея существуют целые книги.
Сам Борей изображался в виде сильного мужчины с бородой и длинными волосами, летящего на огромных крыльях. Кроме указанных детей от браков с эринией и гарпиями у него было богатое лошадиное потомство (не для одного Георгия Победоносца). После гибели персидского флота, двигавшегося на Грецию, афиняне воздвигди ему алтарь. В римской мифологии ему дали новое имя - Аквилон - подобный по своей быстроте полету орла (от aquila - орел). Так что «двуглавый орел» российского герба с одной стороны Борей, а с другой стороны – вероятно – и Перун (или Хорс – коршун).
Защищенные Бореем, гипер-бореи жили в свое удовольствие.
Геродот /V в. до н.э./ сообщал, что поэты Гомер /ок. II тыс. до н.э./ и Гесиод /VIII-VII в. до н.э./ первыми молвили миру о "счастливом северном народе - гипербореях", живших за Рифейскими /иногда их связывали и с Уральскими горами, но оттуда не текут Борисфен, Танаис и Ра / горами во владениях бога северного ветра Борея, т.е. на крайнем /гипер/ севере /борее/.
"Они совершенствуются в справедливости, не употребляя в пищу мяса, но питаясь древними плодами" /Гелланик/; "живут на краю земли под охраной Апполона, не зная войны" /греческий поэт Ференик/. А вот строки из оды Пиндара о счастливой жизни этого народа, приносящего славные жертвы Творцу: "Там идут бесконечные праздники, слышатся гимны, которые радуют сердце Аполлона, и смеется он... Культ муз не чужд гипербореям, отовсюду хоры молодых девушек собираются на ... сладкие звуки флейт, и, увенчанные золотым лавром, они предаются радости праздников. Это святое племя не знает ни болезней, ни слабости возраста. Живут они далеко от тяжких трудов и сражений ..." (Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. "От Скифии до Индии". М., 1983; это признанная наукой книга).
"Там жили благоуханные... белые мужи, удаленные от всякого зла.., к чести-бесчестию равнодушные, дивные видом, преисполненные жизненной силы; ...Творцу, распростершему вселенную, они любовно служили... Эти люди отличались величайшей справедливостью и жили гораздо дольше всех остальных смертных - целых тысячу лет. Они питались лишь плодами, но могли сохранять жизненную силу, вообще не вкушая никакой пищи" (это ориентир для беднейших слоев и нынешней России?!).
Плиний Старший /I в. н.э./ также сообщал о гипербореях, поселившихся в лесах и рощах севера и питающихся древесными плодами. При этом утверждал, что именно там находится "точка вращения мира" и солнце заходит лишь один раз в год.
У греков было распространено сказание «Борей и Орифия» (где имя Орифия явно тяготеет к смыслу – живущая, поселенная в округу Риф, Рип). Вот известная трактовка этого мифа Куном:
«Грозен Борей, бог неукротимого, бурного северного ветра. Неистовый носится он над землями и морями, вызывая полетом своим всесокрушающие бури. Увидал однажды Борей, проносясь над Аттикой, дочь Эрехтея Орифию (ее иногда связывали и с амазонками времен Плина и Сколопита; около 40 веков назад: П.З.) и полюбил ее.
Молил Борей Орифию стать его женой и позволить ему унести ее с собой в свое царство на далекий север. Не соглашалась Орифия, боялась она грозного, сурового бога. Отказал Борею и отец Орифии, Эрехтей. Не помогали никакие просьбы, никакие мольбы Борея. Разгневался грозный бог и воскликнул:
-- Я заслужил сам такое унижение! Я забыл о моей грозной, неистовой силе! Разве подобает мне смиренно умолять кого-либо? Лишь силой должен я действовать! Я гоню по небу грозовые тучи, я вздымаю на море, словно горы, волны, я с корнем вырываю, как сухие былинки, вековые дубы, я бичую градом землю и в твердый, как камень, лед превращаю воду -- и я молю, словно бессильный смертный. Когда я несусь в неистовом полете над землей, вся земля колеблется и содрогается даже подземное царство Аида. И я молю Эрехтея, словно я его слуга. Я должен не молить отдать мне в жены Орифию, а отнять ее силой!
Взмахнул Борей своими могучими крыльями. Буря забушевала по всей земле. Как тростник, заколебались вековые леса, грозно заходили по морю покрытые пеной валы, темные тучи заволокли все небо. Выше гор распростерся темный плащ Борея, и веяло от него леденящим холодом севера. Все сокрушая на своем пути, понесся Борей в Афины, схватил Орифию, взвился и улетел с ней к себе на север (вероятно «крайний», так как «леденящим холодом севера» Фракия обычно не отличалась).
Там стала Орифия женой Борея. Она родила ему двух сыновей-близнецов, Зета и Калаида. Оба были крылатыми, как и их отец. Великими героями были сыновья Борея, оба они участвовали в походе аргонавтов за золотым руном в Колхиду и совершили много великих подвигов» (Н.А.Кун).
Надо отметить, что на обратном пути из Колхиды аргонавты проходили протоку в горах Рипах (ВДИ. 1947 – 1949; указатель 1950 года). Явно заглядывали на родину Зета и Калаида (Колоида), в округу терема Борея. Братьев так и называли – Бореады (не позднеантичные боруски или нынешние Боровичи, но тоже с намеком на родство с Бореем).
Мифоведение веками подчеркивает, что Бореады (Зет и Калаид)— крылатые сыновья бога северного ветра Борея и Орейфии, участники похода аргонавтов. Официозным «новгородоведам» до этого дела нет. Отдали не понятно на каких убедительных основаниях Северо-Запад России на тысячи лет «финно-уграм» (при вышеотмеченных сложностях реальных этнических процессов) – и безмятежно спят на этой протухшей «мировозренческой основе». Так Бореадам (Борускам, Боровичам ) места у верховий Мсты, Волги и даже Днепра-Борисфена как бы не остается. Но только для «безмятежных» - во имя чьих-то идейно-политических интересов.
Орей-фия (Орифия) нередко предстает только как дочь царя Афин Эрехфея. Являлась сестрой Креусы и Прокриды. Признавалось, что она была похищена богом Бореем, которому родила Бореадов: Зета и Калаида, а также Клеопатру. Так что одна из первых красавиц с таким именем – северянка (на худой конец – фракиянка). Эта Клеопатра была супругой Финея, который изгнал ее из дома ради Идеи. Ради какой Идеи округу Рип лишают «терема Борея» и 5000-летнего законного юбилея Боровичей, тоже понять в целом можно. Принять это за Истину (даже Правду) нельзя.
Во Фракии течет река Места, которая по созвучию названия явно напоминает Мсту. Соседняя Фессалия (с Фессалониками-Солунью) созвучна фисса-гетам, которых Геродот помещал на севере Скифии. Где-то здесь обитала и нимфа (русалка) Мистис, которая ночами воспитывала юного Диониса – устраивала ночные мистерии. Мистис тоже отчасти созвучна Мсте. Огромный скифский город Гелон (36 кв. км площадью! Бельск под Полтавой ?) ко временам Геродота раз в три года буйно отмечал праздник Диониса. И явно ему вторили более мелкие населенные пункты северян.
По развиваемой Интернетом гиперборейской версии, вскоре после разрушения древней цивилизации Лавразии в результате падения на Землю 31000 лет назад крупного космического тела малочисленные остатки арктической расы людей уцелели лишь в районе Камчатки и в некоторых европейских областях. Первые впоследствии смешались с остатками лемурийской расы с полуострова Индокитай, в результате чего возникла новая монголоидная раса людей, заселившая большую часть Азии (генетики указывают происхождение монголоидов иначе). Вторые переселились на остров Хайр, располагавшийся в Арктике и не уступавший по размерам Гренландии, и построили там новые поселения, наладив в них совершенно иной уклад жизни.
Якобы 16000 лет назад смещение земной оси привело к тому, что Северный полюс планеты оказался совсем рядом с островом Хайр. Резкое похолодание вынудило его обитателей мигрировать к югу на материк, в район недавно образовавшихся Уральских гор, и вскоре на обширной территории от Урала до озера Балхаш ими была образована великая страна Хайрат.
После распада империи Бхарата на отдельные государства они частично унаследовали от её народов их религию, быт и культуру и вступили в очередной период расцвета. Так, древнейшие из обнаруженных на Урале образцов изобразительного искусства (наскальные изображения на реке Тагил, "писаные камни" на реках Вишере и Ирбит и др.) по своему мастерству сравнимы с росписями в пещерах Альтамиры и Ласко и имеют возраст 16000-12000 лет.
В древних иранских летописях высочайшая вершина Урала называется Хара, а в индийских текстах она носит название Меру. Когда-то эта гора, напоминавшая столб, подпирающий небеса, достигала в высоту более 7000 метров, но сильные ветра и ливни разрушили её за минувшие тысячелетия. "На северной стороне, сияя, стоит могучая Меру, причастная великой доле, а на ней обитель Брахмы. Здесь душа всех существ пребывает - Праджапати, всё подвижное и неподвижное сотворившая. Великая Меру, непорочная, благая обитель." ("Махабхарата") На Меру обитают всесильные Боги - Брахма, Вишну, Шива.
Рай великого Индры также расположился на его вершине, там построен его великолепный дворец и сказочный город. Могучий Бог ветра Вайю облетает оттуда свои владения, а Сома дарует Богам священный напиток бессмертия. Здесь не холодно и не жарко. Пригреваемая летним солнцем земля производит обильные плоды, повсюду покрыта рощами и лесами, которые населяют стада антилоп и стаи птиц, и всё благоухает ароматами цветов. Сердца обитателей страны свободны от зла и всех дурных чувств, им присуща Божественная справедливость.
Возможно, в индийских летописях обнаруженный археологами Аркаим (рис.7) называется Арья-Варта, а населявшие Урал жители - арийцами. Город представлял собой огромную обсерваторию, некоторые объекты которой были удалены друг от друга на 35 км. Главное святилище Аркаима представляло собой два огромных концентрических кольца. А сам Аркаим своим именем случайно созвучен названию священной столицы словено-русов Арконе (на острове Руян-Рюген), где известны следы славянских рун и был развитый славянский языческий пантеон. Правда, оба названия могут восходить ко временам ностратического содружества протославян и прототюрков.
Аркаим – понятно – не Словенск или Боровичи. Но на том же Урале течет река Вишера, там известен Ильменский заповедник. И следы взаимоотношений «хомо сапиенс сапиенс» уходят на глубину в 25 – 40 тысяч лет (http://antiqu.narod.ru/8.htm; см. подробнее: Золин. Протогорода Великой Скифии. 2004. С.24 - 69).
Рис. 7. Макет города Аркаим, существовавщего 38 веков назад.
В глубинах эпоса обнажаются и связи Борея с Прометеем. Согласно греческим мифам, именно Прометей дал людям почти все: жизнь, душу, ремесла, огонь, да и налепил массу людей из глины (Афина-София дала каждому бабочку-душу). Вот за похищение огня с Олимпа и, самое главное, за передачу его людям герой и пострадал. Зевс велел приковать Прометея к Кавказу, пустынной скале в Скифии у конца земли. По ряду фактов эт первую "Голгофу" указывают в окрестностях Сочи на горе Фишт.
К Фасису (Риони) прилегает та Кавказская гора, которая прежде тоже называлась "ложей Борея" (но отсюда явно не тек Борис-фен). После борьбы гигантов Кронос (Хронос – античное название Немана, «море Крона» - Балтика, в память об этом во времена Петра 1 назвали Кронштадт), избегая угроз Зевса, убежал на вершину "Бореева Ложа" и скрылся там, превратившись в крокодила....Зевс, явившись сюда, отца связал плетёной шерстью и низвергнул в Тартар, а гору ... переименовал в Кавказ, приковав к ней Прометея и заставив его терпеть мучения от терзавшего его печень орла" (Псевдо-Плутарх, конец 1 века до н.э.).
Вновь и вновь связи Борея уходят к истокам Борис-фена (Днепра), к античным борускам у гор Рип и родившимся там Бореидам – эпическим Боровичам.
Конечно, 5000 лет – юбилей для селений округи Боровичей условный. Но с учетом допустимого исхода северных индоевропейцев на юг в 4 -3 тыс. до н.э., определения возраста Перуна (Перкунаса балтов) в 5 тысяч лет специалистами по мифологии и языкознания,– юбилей, по сути, и оправдан.
Боровичам 5000 лет – это и пять тысячелетий от начал волосовской и мстинской культур, от вероятного закрепления в эпосе образов Перуна и Борея, хотя последний эпический герой может иметь возраст и в несколько раз больший. Тогда Боровичи – память именно о Бореидах (а не только античных борусках, указанных Птолемеем у Рип) – детях Борея. Они-то – по возрасту – явно младше отца. Юбилей - это и память о вероятных мистериях Мистис у северной ностратической Месты-Мсты. И быть торжеству на добрую славу.