Украинский композитор и хоровой дирижер. Родился около 1770 г. Образование получил в Киевской духовной академии. Некоторое время занимался у итальянского композитора и дирижера Сарти. Руководил хорами в Москве и Киеве. С 1796 г. возглавлял класс вокальной музыки Харьковского коллегиума и одновременно губернаторские хоры церковных певчих. Автор церковных хоровых концертов.
Видный представитель русского церковного пения концертной эпохи (с половины и до конца XVIII века), ученик оперного композитора Сарти, современник Д.Бортнянского, Давыдова Дехтерева и др., родился в 1767, происходил от киевских мещан, был певчим в архиерейском хоре, потом учился в духовном училище и в киевской академии; отличный певец-тенор, регент и композитор; по указанию митрополита Самуила был приглашен московским генерал-губернатором Еропкиным для устройства хора, по смерти Еропкина его пригласил генерал Леванидов в качестве управляющего хором его капеллы, выхлопотал ему чин капитана. Вместе с генералом Леванидовым Ведель переехал в Харьков, затем в Киев и, не чувствуя наклонности к светской жизни и удовольствиям, вышел в отставку, раздал все свое имущество и принял на себя юродство, которое он считал высшим подвигом самоотречения и добровольного мученичества. Его многие считали лишившимся рассудка, но на самом деле у него была глубоко религиозная и восторженная натура. По смерти отца поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, но вскоре тайно ушел оттуда и бродил по соседним губерниям, пока не был задержан за безписьменность и заключен в киевский инвалидный дом, где и скончался в 1806 г., по другой версии он скончался в родительском доме в 1810 г.
Духовно-музыкальные его сочинения содержат 12 концертов и 6 мелких произведений; из них известны: 1) Боже, законопреступницы; 2) Сотвори со мною знамение; 3) Увы мне, яко пришествие мое, и друг.; 4) псалом 103; 5) Свете тихий; 6) Ныне отпущаеши; 7) Херувимская песнь; 8) На реках Вавилонских. В его музыке преобладает элемент мелодический, ариозный, выдаются своей красотой отдельные голосовые партии и ходы в ущерб гармонической полноте, заметно также стремление согласовать музыку с текстом, дать молитвенному содержанию музыкальное выражение и форму. У Веделя глубокая потребность музыкой выразить сокровенные религиозные движения души.
Лучшие произведения Веделя отличаются большой выразительностью и простотой, мелодичностью стиля, эффектной хоровой звучностью. В некоторых сочинениях Веделя сказывается близость к украинской народной песне.
Умер А.Л.Ведель 14 июля 1808 г.