Сын дворянина Киевской губернии, родился в 1779 г. и свое первоначальное музыкальное образование получил в народном училище, после чего пел в хоре генерала Леванидова. Князь Потемкин обратил внимание на прекрасный голос Турчанинова и отправил его учиться пению к Сарти в Яссы. Турчанинов вскоре возвратился оттуда опять в хор Леванидова и начал заниматься с Веделем, у которого и закончил свое музыкальное образование.
В 1798 г. Турчанинов получил место регента хора севского архиерея Досифея. В 1803 г. Турчанинов был посвящен в сан священника в Севске, а в 1809 г. назначен в Гатчину. С 1827 г. Турчанинов был приглашен преподавателем придворной певческой капеллы, а в 1833 г. причислен к придворному собору и назначен священником в Мраморный дворец в Петербурге, где состоял на службе до 1841 г, когда вышел в отставку в чине протоирея. Все духовно-музыкальные сочинения Турчанинова напечатаны в четырех книгах после смерти композитора, последовавшей в 1856 г. Из них особенно замечательны: "Да молчит всякая плоть", "Тебе одеющагося", некоторые "Задостойники" на двунадесятые праздники и "Ирмосы" великого четверга и великой Субботы. Заслуга Турчанинова заключается в гармонизации древних мелодий церковных нотных книг. Отличительные черты этих переложений: употребление широкого голосоведения, то есть, такого расположения голосов, когда верхние движутся в верхних областях, в нижние - в нижних, причем 3 верхних голоса часто далеко отстоят от нижнего голоса; церковная мелодия поручается альту с сохранением гармонизации подлинных интервалов мелодического ее движения, и введение симметричного ритма. Переложения Турчанинова имеют значение по своей близости к оригинальным обиходным мелодиям и простой несложной гармонизации. некоторые из них удачно выражают содержание песнопений, отчего производят сильной впечатление на молящихся.