Всегда использовать полную версию сайта даже на мобильном устройстве?
Да Нет

Вы всегда можете вернуться к мобильной версии перейдя по адресу m.novgorod.ru

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ - история изучения фольклора новгородской области

Современная Новгородская область - административная единица России, до 1945 года входившая в состав Ленинградской области. Одна из основных особенностей этого региона состоит в том, что он является историческим и культурным наследником Северной Руси, а ещё точнее - Новгородской республики с городом Новгородом в центре, владения которого охватывали практически весь Русский Север. В наследство от средневековой новгородской культуры, уходящей корнями в язычество, осталась мощная фольклорная традиция, существование которой до сих пор не прервано.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. культура русского Севера попадает в поле зрения фольклористов, записавших огромный пласт былинного эпоса, а затем издавших книги, которые до настоящего времени являются неустаревшими. Это такие издания, как "Онежские былины" /1873г./ А.Ф.Гильфердинга, "Беломорские былины" /1901г./ А.В.Маркова, "Архангельские былины" /1904г./ А.Д.Григорьева, "Печорские былины" /1904г./ Н.Е.Ончукова. Великолепной сохранности фольклора способствовала удалённость северных территорий от центров цивилизации, консервативность народного быта и обрядовых верований.

В сравнении с этим фольклорная традиция в Новгородской губернии привлекала внимание фольклористов в меньшей степени, хотя новгородские материалы есть в известных собраниях П.В.Киреевского, П.В.Шейна, Е.В.Барсова. Но работа по собиранию фольклора в этом регионе в конце ХIХ - начале ХХ века велась и даже отразилась в публикациях на страницах Губернских ведомостей /периодическое газетное издание/ и земской печати. По-настоящему собирательская работа была начата только в 60-е годы нашего века, её проводили такие яркие учёные фольклористы, как Т.И.Орнатская, В.В.Коргузалов, В.В.Митрофанова. Ныне их коллекции находятся на хранении в архиве Пушкинского Дома РАН в Санкт-Петербурге. В это же время преподаватели и студенты Новгородского педагогического института, позднее вошедшего в структуру Новгородского государственного университета как Гуманитарный институт, начали свою экспедиционную работу. Многие из этих экспедиций проходили совместно с Пушкинским Домом, новгородским музыкальным училищем, Домом народного творчества, фольклористами Вологды, Ленинграда и Москвы. Огромную роль в инициативе собирания новгородского устного народного творчества сыграла преподаватель Новгородского педагогического института, ныне ведущий специалист сектора фольклора Пушкинского Дома Российской Академии Наук - Жекулина В.И.

Комплексная фольклорная экспедиция 1968 года, в которой принимали

участие Новгородский государственный педагогический институт в составе:

преподавателя Жекулиной В.И., студентов 1-го курса Быстровой Т.В.,

Гусевой Л.А., Драчевой Л.Д.; Новгородское музыкальное училище:

преподаватель Сербул А.О.; ИРЛИ АН СССР(Пушкинский Дом): старший

научный сотрудник Митрофанова В.В.  

С середины 70-х годов работа осуществляется под руководством доцента НовГУ О.С. Бердяевой. Её усилиями на кафедре русской литературы ХХ века создан архив фольклорных записей, содержащий более 30 тысяч единиц хранения и лаборатория по изучению и собиранию традиционного фольклора Новгородской области.

Те, кто начинали уже в советское время собирательскую работу, вначале даже не думали, что картина будет столь яркой. Хотя ещё в шестидесятые годы было ясно, что сохранность устного народного творчества в разных районах неодинакова. В силу стремительных изменений, происходивших в российском обществе за последние 80 лет, фольклорная традиция резко оскудевает. Исчезают жанры традиционного фольклора, связанные со старинными семейными и календарными обрядами, происходит тематическое осовременивание ряда жанров, таких, например, как былички, анекдоты, частушки.

В статье, предваряющей первое замечательное издание, подготовленное по материалам экспедиций, "Традиционный фольклор Новгородской области"/Л., Наука,1979/, говорится о том, что наиболее богаты фольклором северные районы области, а также граничащий с Псковской областью Солецкий. Надо сказать, что картина эта уточнялась и менялась. В 70-е годы записывались прекрасные образцы фольклора и в Парфинском, и в Старорусском, и в других районах. Были опубликованы материалы по старорусской свадьбе /В.И.Жекулина/. В Старорусском районе хорошо оказались представлены жанры свадебного фольклора и сам старинный обряд сохранился в памяти жителей подробно. Оказалось, что ещё бытуют долгие, протяжные лирические песни и плачи, и заговоры, хотя, например, о последних в "Традиционном фольклоре" говорилось, что этот жанр прекратил своё существование. Мы имеем большую и интересную коллекцию заговоров на отдельные случаи жизни и тех, что входили как необходимая часть в обряды, например, в свадебный. В те же годы возникло и представление о том, исчезли настоящие сказители. Но дальнейший экспедиционный опыт показал - можно записать и былички, и сказки. По настоящее время собираются традиционные беседные песни, среди которых популярны поцелуйные и шуточные. Да, несомненно, надо признать, что многое ушло безвозвратно. Например, многое из того, что находилось в состоянии пассивного бытования, так и не вошло в обиход. Но, тем не менее, и сейчас отмечается многообразие фольклора Новгородской области, разнообразие его жанров, подтверждённое многократно современными исследователями, и это делает картину небезнадёжной. До сих пор удивительные находятся удивительные исполнительские индивидуальности. Проследить условия, сохранность и особенности бытования фольклорной традиции - значит понять динамику изменений национальной психологии и одновременно оценить меру устойчивости последней.