Единственной, чудом уцелевшей, оказалась деревянная церковь Ильи Пророка в селе Ильина Гора Демянского района. Сейчас она пока благополучно стоит и действует.
Церковь поставлена на высоком холме, замыкает перспективу главной улицы, хорошо обозревается с больших безлесных окрестностей.
Постройка клетская. Состоит из трех объемов. Средний (главный, собственно церковь) - квадратный в плане четверик - возвышается над другими, перекрыт двухскатной крышей, на которой нарублены небольшой четверик и восьмерик. На восьмискатной крыше восьмерика установлена небольшая главка с тонкой, прихотливо изогнутой шейкой. На восточной стороне - пятистенный алтарь под пятискатной крышей. С запада во всю ширину церкви примыкает трапезная, примерно равная по длине помещению для молящихся. При ней глухое дощатое крыльцо, служащее одновременно тамбуром. Снаружи церковь сплошь обшита досками. Кровли на ней металлические.
У северной стороны церкви сделан второй дощатый тамбур, ведущий к северной двери. Весьма вероятно, что первоначально при церкви с запада и севера существовала галерея, которую потом разобрали. Два больших сруба церкви рублены в обло, алтарь и восьмерик на четверике - в лапу. Толщина бревен 30-32см. Под храм подведен бетонный фундамент.
В интерьере стены из протесанных бревен обиты фанерой и покрашены масляной краской. Уцелел иконостас с иконами конца XVII-XVIIIвв. Они оказались "поновленными": весь фон покрыли (и очень грубо, откровенно по-малярски) яркой голубой краской. Сделано это было в начале 50-х годов нашего века.
Церковь не вся срублена одновременно. Западная ее часть (трапезная) прирублена позднее. Бревна боковых стен просто приткнуты к углам основной клети. Правда, южные стены связаны между собою щипом в бревнах трапезной и пазом в бревнах церкви. Северные и такой связи не имеют.
Над восточной частью трапезной, у стыка ее с церковью, но на некотором расстоянии, нарублен бревенчатый фронтон. Через него с западного наружного фронтона, кроме слег, пропущены еще три бревна. Одно из них находится под коньковой слегой, два других по бокам у основания фронтона. Бревна были соединены с западною стеною церкви врубками по форме "ласточкиного хвоста". При осмотре (в 1960г.) установлено, что бревна вышли из сопряжений и трапезная отошла от церкви в верхней части на 20см. О том, что трапезная прирублена позднее, свидетельствуют и такие факты. Бревна западной стены основной клети сильно потемнели и потрескались. А это значит - стена продолжительное время была наружной, подвергалась воздействию солнечных лучей, ветров, осадков. Наконец, в ней имеются, выходящее теперь на чердак и заделанное косящатое окно и врубки для киотца, в котором некогда находилась икона.
Потолок в церкви сделан "подволокой в косяк", т.е. "в елку". Имеет 5 балок и соответственно 6 пролетов. Конструкцию потолка в алтаре установить не удалось. Зашит фанерой. Полы везде пластинчатые, похоже, что первоначальные.
По данным ведомости за 1909г., хранящейся в церкви, а также ведомости за 1915г. в Новгородском государственном архиве, церковь значится построенной в 1691 году. В ведомости 1908г. отмечено: "… церковь деревянная построена в 1691 году во имя св. Пророка Илии, на упраздненном ныне кладбище, покрыта железом, холодная". Далее идет перечень принадлежавших ее притчу земель и построек. В числе последних "5 деревянных бедных часовен, одна на приходском кладбище и по одной в деревнях: Подгорье, Пещееве, Маркове и Брагине и два столбца с иконами каменные при церкви и деревянный в деревне Горицах".
Однако есть и другая дата, зафиксированная в записи на тябле в иконостасе. В 1958 году тябло было поновлено, т.е. прописано вновь по новому грунту. Похоже, что прописывалось и раньше. Поэтому несовпадения с первоначальным текстом вполне вероятны. Буквы славянская вязь. Начальные и некоторые другие красные, остальные черные. Прочтена так: "лета … (7197-1689, - Л.К.) месяца гервя (генваря, - Л.К.) КЕ (25, - Л.К.) сотворися сеи храм во имя пророка Илии па благоверных государех наших царех и великах князех Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Роси самодержцев и при благородных царевичах Алексее Петровиче и Олександре Петровиче и при патриархе Андриане". Нужно отметить, что сына с именем Александр у Петра I не было. Женат был будущий император в 1689 году. Путаница налицо.
Итак, две даты: 1691 и 1689 годы. Какую принять за истинную? Можно допустить такой вариант: церковь срубили в 1689г., а освятили в 1691г., поскольку потребовалось время для написания икон и оборудования всего иконостаса, а также встроенных элементов (престола, клиросов, скамей, полок, жертвенного столика и проч.) Возможен вариант второй: церковь была готова в 1689г., трапезную же прирубили в 1691г., что и зафиксировано в ведомостях. Не исключена и ошибка, допущенная при подновлении тябла. Истинную дату, как видим, установить затруднительно. Не беда. Разница в два года несущественна.
Даже поверхностное натурное исследование памятника позволяет предварительно сделать две схематические реконструкции. Первую для основного сруба с алтарем, вторую с трапезной. Обе исключают дощатую обшивку, появившуюся лишь в XIX столетии и, может быть, во второй его половине. Первоначальный облик можно представить таким как он есть, без трапезной и обшивки, с такими же восьмериком на четверике, но другой, большей величены главкой с лемеховым покрытием. Кровля на основном кубе тесовая с потоками на курицах (для куриц имеются врубки в верхнем венце сруба), на алтаре такая же, но без потоков. С запада и севера добавляется открытая с боков галерея с односкатной крышей. Перед входом с запада небольшое крыльцо, предположительно одновсходное под односкатной крышей.
Во втором варианте добавляется трапезная. При этом галерея у северной стены продлевается вдоль трапезной, а с западной переносится к ней от церковной стены вместе с крыльцом.
Хотелось бы видеть церковь реставрированной по второму варианту. Натурных данных для таких работ достаточно. Научное обоснование обеспечено. Скромный по своей архитектуре и еще замурованный в футляр дощатой обшивки, памятник значительно выиграл бы в художественном отношении за счет пластики бревенчатых стен.
Хотя вначале и отмечалось, что деревокирпичные и кирпичные избы, широко распространенные на юге Валдайского и в Демянском районе, - предмет специального изучения и публикации, пройти мимо них невозможно.
Уже тесное, естественное и гармоничное сочетание в одной постройке частей из двух разнородных материалов означает безусловную их народность, творческую чуткость создателей.