Церковная реформа середины XVII в., названная "Никоновской" по имени одного из её инициаторов и к этому времени патриарха, регламентировала многие стороны церковных обрядов, богослужения и, в частности, строительство культовых сооружений. Отныне запрещено было возведение шатровых церквей. На шатровые колокольни запрет не распространялся. Вето было наложено на одну из так любимых в народе архитектурных форм - шатер, шатровые церкви, символизирующие стремление ввысь, в небеса, отмеченные в старых документах двумя словами: "древяна вверх".
Во второй половине XVII в., в XVIII в. и даже в XIX в. на далеком Севере игнорировали этот запрет и продолжали возводить деревянные шатровые храмы. Да что там. По распоряжению Никона в Истре под Москвой в Новоиерусалимском монастыре был сооружен огромный каменный шатровый собор. Не так обстояли дела в губерниях, окружающих Москву, где церковные пастыри среднего и высшего ранга бывали значительно чаще, чем на окраинах России. Следовало искать выход из создавшейся ситуации. И он был найден.
Так появился новый тип культового сооружения - церкви кораблем, ярусные, где отражение высотности, устремленности вверх проявилось, хотя и не с такой силой и динамикой, как в шатровых.
Ярусность выразилась в установке друг над другом восьмигранных срубов (обычно трех), уменьшающихся по высоте и особенно по ширине по мере устремления кверху, к главке с крестом. Такой же прием использовался и при рубке колокольни, венчавшейся шатром. Требования были соблюдены и высотность, хотя и расчлененная, выдержана. К тому же дробность объемов была в стиле барокко, охватившего сначала обе столицы, а затем и провинцию России.
Ярусные церкви, в которых почти всегда основные срубы - алтарь, ярусная церковь, трапезная, паперть с ярусной колокольней, крыльцо - располагались строго по продольной оси - восток-запад, при некотором воображении напоминали двухмачтовый парусный корабль. Не следует отказывать в фантазии нашим предкам. Она была гораздо богаче и образней, чем наша, измельченная и ограниченная.
На территории Новгородской области в её теперешних границах ярусных церквей сооружено было довольно много, сохранилось значительно меньше. Одним из лучших и выразительных экземпляров оказалась Никольская церковь в Высоком Острове.
Когда-то Высокий Остров был частью крупного села, состоявшего из трех частей или концов. Он занимал центральное и самое высокое место, обозреваемое вокруг с больших расстояний. Восточный конец села выгорел много лет назад и перестал существовать. Третий - Заручевье, расположившийся к западу, за ручьем, уцелел.
Вначале церковь стояла на открытом месте. Постепенно вокруг нее, исключая северную сторону, где пролегла дорога, разрослись кладбище и рощица с высокими деревьями.
Забытый памятник деревянного зодчества в 60-х годах был зафотографирован московским архитектором Г.В. Борисевичем, обследовавшим постройки деревень Новгородской области. Это было первым шагом для включения церкви в списки первичного учета памятников. Дальнейшее обследование и исследование памятника проводилось в три этапа. Летом 1967г. мною и П.И. Анисимовой удалось выполнить первичное исследование церкви, выявить основные переделки и поздние наслоения на ней, обмерить план и некоторые детали, сделать фотофиксацию, короткое описание, составить охранное обязательство для сельских властей и предложить первичную и потому не совсем верную графическую реконструкцию первоначального вида памятника. Материалы послужили основной для принятия Никольской церкви на учет и охрану. Тогда постройка находилась в относительно удовлетворительном состоянии. Её помещения использовались как складские.
Второе исследование церкви проводилось в феврале 1976г. и было связано с демонтажем и перевозкой в Новгород старого иконостаса, с которого расхищались иконы. Памятник к этому времени стал заметно разрушаться. Металлические кровли его обветшали. Листы железа во многих местах были сорваны. Местами была сорвана и обшивка. В образовавшиеся пазухи проникали дождь и снег. Птицы вили гнезда, оставляя помет. Начался активный процесс гниения сруба. И этот процесс прогрессировал. Производственная группа по охране памятников, Новгородский музей, реставрационная мастерская решили, что Никольскую церковь на месте сохранить невозможно и её следует перевезти в формирующийся музей деревянного зодчества на южную окраину города. Дополнительные обмеры позволили выполнить эскизный проект реставрации.
Полное исследование памятника, дополнительные обмеры и тщательная фотофиксация велись уже на стадии его разборки, точнее после удаления с него дощатой обшивки снаружи и штукатурки со стен и потолков в помещениях. Эти работы были начаты в феврале 1977г.
Под дощатой обшивкой, пятигранным полукуполом на алтаре, восьмигранным куполом над церковью, таким же куполом, но со шпилем на восьмигранной тумбе на колокольне, под металлической кровлей на всех крышах и под штукатуркой в помещениях, скрывавших подлинные формы и конструкции здания, неопытному глазу даже архитектора (не реставратора) было трудно увидеть памятник XVIII столетия. Все в нем было, как бы перепутано: дощатая обшивка, которая к тому же была покрашена, классические карнизы, ярко выраженный цоколь, металлические покрытия имитировали на деревянной основе каменное сооружение; купола, шпиль, ярус звона на колокольне, зашитый досками и оформленный под классический стиль, одинаковые в строгом ряду оконные проемы и многое другое свидетельствовали об архитектуре XIX в.; только ярусность заявляла протест, что это не так. Об интерьере вообще говорить трудно - там все было упрощено до предела, подлинная фактура стен скрыта штукатуркой, а встроенные элементы (скамьи, клиросы и др.) выброшены. Злодействовал всюду лозунг: "Православие, самодержавие, народность".
Архитектуру памятника после этих переделок описывать нет смысла. Она хорошо отражена на фотографиях. Архивных материалов по памятнику ко времени работ было собрано мало. Большинство из них появилось позже.1 Историю церкви я начну с них.
Документов всего пять. Первый составлен в 1783 году и включен в состав "Клировых ведомостей Новгородского уезда".2 Текст, относящийся к Никольской Высокоостровской церкви: "Церковь во имя святителя Николая, новая, деревянная, без приделов, холодная (т.е. не отапливаемая, - Л.К.), церковной утвари достаточно, ризница хороша, книг дадено, сосуды серебряные, церковь помещением для прихожан пространна. Церковного клиру со священником 5 человек". Далее идет список членов церковного клира, описание церковных земель и документов на них, состав прихода. В тексте интересна отметка "Новая", говорящая о том, что церковь срублена и обустроена незадолго до 1783г., но когда именно - документ умалчивает.
Второй по времени документ был составлен в 1835 году и обозначен: "Историко-статистическое описание погоста Высокий Остров".3 Самое примечательное, что в нем содержится следующее: в церкви "... в археологическом отношении ничего замечательного нет".
Третий документ даты не имеет, но по содержащимся в нем сведениям мог быть составлен после или в 1879 году. В нем более подробные, но не всегда точные сведения.4 "Церковь во имя святителя и Чудотворца Николая в погосте Высокоостровском находится от уездного города Крестец в 36 верстах".5
I. Построена сия церковь в 1765г. в царствование императрицы Екатерины Алексеевны с благословения преосвященного Дмитрия Митрополита Новгородского, с бургского иждивения граждан. До 1854г. подчинялась Валдайскому Духовному управлению, а с упомянутого года подчинена Духовной Консистории.
II. Церковь продолговатая, разделена внутри на 3 отделения и расположена на 12-ти саженях в длину, о восьми окнах с железными решетками. В ней помещаются: 1)алтарь, 2)храм, 3)паперть.
1. В первом отделении помещается святой алтарь, занимающий в длину 2 3/4 сажени, а в ширину по восточной стене 1 1/2 сажени, а по западной 3 1/4 сажени. Он имеет вид неправильного четырехугольника, а построен в лапу. Вышина его от подошвы земли до полу 2 сажени, от полу до потолка 4 1/2 аршина, стены его извне покрыты тесом и окрашены охрою, а внутри побелены известью. Кровля над алтарем устроена на три стока (?) и окрашена мумиею, крест над ним поставлен деревянный, обитый белой жестью. Помост алтаря над церковным возвышается на 1 1/2 четверти.
2. От святого алтаря полукапитальною стеною отделяется самая церковь. Из церкви в алтарь кроме врат царских устроены два входа северный и южный. Самая же церковь, имея снизу вид правильного четырехугольника, расположена на 6-ти саженях длины и на 4х ширины, а вверх до главы с главного сруба сделаны три, одна за другой, постепенные уступки рубленные так же в лапу, осьмигранные. Первая из них глухая, вторая с двумя окнами, третья на которой устроена глава, также глухая. Стены извне обиты тесом и окрашены охрою, а внутри отбелены известью. Кровля на церкви устроена на два ската, а на осьмериках осьмигранным куполом, а покрыты в два теса и окрашены первая мумиею, а вторая - медянкою. Глава церкви обита жестью и на ней водружен железный крест, обитый жестью. Вышина церкви от земли до полу 2 сажени, а от полу до потолка, устроенного в последнем осьмерике, до 10 сажен.
3. При входе в церковь с западной стороны устроена паперть или притвор. Она имеет вид правильного четырехугольника длиною в 3 1/2 сажени, а шириною у восточной стены 3 1/2 сажени, а у западной 2 1/2 сажени. Над ней устроена колокольня, во втором этаже коей устроен звон, а над ним осьмигранный купол, крытый жестью и крашеный медянкою, а в куполе укреплен 5-ти саженный обитый железом и окрашенный белилами шпиль, на котором поставлен железный жестью обитый крест...
Опись хотя и подробная, но содержит много неточностей в размерах, неумелое определение форм, например, пятистенный в плане алтарь обозначен как "неправильный четырехугольник", пятискатная кровля на нём почему-то "устроена на три стока", односкатные кровельки на восьмериках - "осьмигранным куполом" и т.д. Очевидно, описание составлял не архитектор и не строитель, а человек, кое-как знакомый со строительным делом. И все-таки оно дает очень полное представление об архитектуре церкви, подвергшейся уже капитальной перестройке в XIX веке, точнее в 1879 году.
Эта дата почерпнута из четвертого документа 1914 года, озаглавленного: "0писание церквей Крестецкого уезда".6 В нем сведения о двух церквах - каменной и деревянной. Нужные нам сведения: "Церковь во имя святителя Николая построена в 1757г. тщанием прихожан. Была возобновлена в 1879г., и устроен новый иконостас. Зданием деревянная на каменном фундаменте. Колокольня при ней такая же в одной связи, "крепка, покрыта железом. Престолов в ней один...".
Если дата перестройки церкви кажется убедительной, то дата возведения вызывает недоумение. Екатерина II была на престоле с 1761 по 1796 годы, митрополит Дмитрий занимал в этом сане Новгородскую кафедру с 1762 по 1767 годы. Значит, церковь не могла быть срубленной в 1757 году. Ошибка. Правильнее остановиться на сведениях в третьем документе, где указана другая дата - 1765г., что согласуется со временем царствования Екатерины Алексеевны и митрополичьей должностью Дмитрия. Однако вопрос не решен окончательно, поскольку дендрохронологические исследования преподнесли другое время заготовки древесины для церкви - 1781 год. Он выходит за пределы пребывания Дмитрия на митрополичьей кафедре. Как быть, чему верить? Может быть здесь тот случай, когда графики годовых колец, исполненные с древесины Никольской церкви, не накладываются на эталонный, поскольку деревья для этого памятника заготовлены в тех местах, где локальные природно-климатические условия были иными, отличающимися от "нормальных"? Как знать.
Высокоостровская церковь - третья постройка, посвященная одному святому Николаю Мирликийскому, ставшая экспонатом Витославлиц. И, - заколдованный круг, вся "троица" преподносит загадки о времени их сооружения. Как тут не вспомнить о загадочной личности самого Николая, житие которого "дословно списано с Деяний св. Николая епископа Пинарского".7 Деяния были обнаружены в 1721г. в Ватиканской библиотеке. То же "роковое" XVIII столетие.
Четвертый документ, составленный в 1918г., ничего нового не добавляет. Вероятно это копия с "описания" 1914г. "Церковь построена в 1757г. тщанием прихожан. Была возобновлена в 1879г. и устроен новый иконостас. Зданием деревянная на каменном фундаменте. Колокольня при ней в одной связи деревянная, крепка, покрыта железом".8
Более добротные сведения о себе дал сам памятник при натурном исследовании после удаления с него всех позднейших наслоений. Прежде всего, выявлена еще одна дата, свидетельствующая о ремонтных работах в 1901 году. Она процарапана по сырому раствору на северном фундаменте сверху: "1901 года". Это свидетельствует, прежде всего, о том, что церковь претерпела, по крайней мере, два крупных ремонта (1879 и 1901гг.). Они отчетливо прослежены на памятнике.
Ремонт 1901 года в основном свелся к внешним и внутренним отделочным работам. Но были и крупные переделки. Снаружи полностью заменена дощатая обшивка. Прежняя (1879 г.) вертикальная была нанесена непосредственно по стенам. Углы (при рубке в обло) выявлялись. Доски прибивались через одну внахлест, "по-польски", были покрашены охрой. Большой фрагмент такой обшивки уцелел на южной стене церкви, под карнизом, у основания нижнего восьмерика. Обшивка 1901г. выполнена из тонких досок в горизонтальном положении по вертикальным стойкам-направляющим и скрыла выступающие "остатки" на углах. Появился цоколь, которого в 1879г. могло не быть.
В это же время заделаны брусьями боковые арочные проемы в паперти, служившей одновременно основанием колокольни. Брусья взяты с верхнего и нижнего восьмериков колокольни. Они заметно повреждены гнилью. Вместо них поставлены новые бревна, в верхнем восьмерике даже не протесанные снаружи. Таким образом, верхняя часть колокольни перебиралась в самом начале XX столетия, её конструкции заменялись новыми, но, вероятно, полностью, или почти полностью копировали верх колокольни 1879г.
Кстати, под обшивкой 1901г. на стенах церкви найдена восьмигранная в поперечном сечении мачта первоначального шатра. Видимо, при переделке завершения на купольное со шпилем во второй трети XIX в. она сохранялась на своем месте.
Мачта дала прекрасную информацию о величине шейки и главки первоначального завершения колокольни. Она отразилась в виде подтесок, кованых гвоздей и отпечатков на её верхней части. К сожалению, низ мачты опилен.
При последнем капитальном ремонте, с запада при паперти появилось широкое глухое крыльцо с двухскатной крышей. Все его конструкции каркасные. В нем разместилась лестница, пол в паперти значительно подняли и сделали в одном уровне. Ранее был с перепадом. В проеме паперти, ведущей в трапезную, навесили двухпольные двери.
В церкви внутри (под восьмериками) сделали новый подшивной потолок значительно ниже старого, который не тронули. Из-за этого пришлось снять верхний ярус иконостаса и перенести его под потолок восточной стены в трапезной. Все стены и потолки обили штукатурной дранкой, оштукатурили и побелили, выкрасив нижние части стен (панели) серовато-синеватой масляной краской.
Церковь сделали теплой, т.е. установили кирпичные печи в трапезной, помещении для молящихся и алтаре. Ко времени наших работ от них оставались лишь развалы. Впрочем, трапезной как таковой в церкви уже не было. Широкий арочный проем, соединявший два помещения (трапезную и церковь), был растесан, увеличен по ширине и имел прямую горизонтальную перемычку.
Каменный фундамент под стенами и балками пола был сделан раньше, в последней трети XIX в., в 1901г. он только поновлялся с наружной стороны.
Трудно установить детально все переделки 1879г. С уверенностью можно говорить, что окна в алтаре, церкви и трапезной были увеличены слегка по ширине, значительно по высоте. Все они сделаны в одном уровне и вместо прежних косяков в них были установлены тонкие профилированные коробки с решетками.
Снаружи стены обшили тесом "внахлест" с вертикальным положением досок, о чем уже говорилось, внутри все стены побелили. Два клироса, вероятно, еще оставались, но все лавки (скамьи) из церкви и трапезной удалили. Перебирался иконостас, причем все его основные конструкции сохранялись. Поновлялись (прописывались) иконы.
О завершении колокольни отмечалось, что шатер был заменен куполом со шпилем, о чем и сообщает составитель описи последней трети XIX в. От конструкций его того времени ничего не уцелело. Двухскатная крыша стропильно-слеговой конструкции на трапезной оставалась в первоначальных формах. А вот о покрытии алтаря и завершении самой церкви заключение не может быть вполне убедительным. Если судить о конструкции граненых полукупола и купола, скрывшего верхний (третий) восьмерик, по состоянию древесины (сильно потемнела по сравнению с древесиной в верхней части колокольни), элементам (толстые пиленые или колотые доски), характеру сопряжения (использованы старые приемы) и другим признакам, то они появились ранее 1901г. Почему же о них не пишет автор "Описания" XIX в.? Может быть, они еще не были сделаны, к этому времени успели сменить только завершение колокольни и работы продолжались. Тогда и "Описание" составлялось в 1879 году или годом позже.
Установлено первоначальное окружение паперти. Это была высокая и очень узкая галерея каркасной конструкции, стены которой были забраны толстыми досками "в косяк". Обрамляла паперть с трех сторон: северной, западной и южной. От нее сохранились такие следы: опиленные (а не обрубленные!) торцы бревен с западной стороны трапезной, гнезда для верхней брусовой обвязки, грубо обрубленные торцы брусьев на северо-западном и юго-западном углах, связывавшие верхнюю обвязку, четкая линия крепления односкатной тесовой кровли на четверике колокольни, отмеченная рядом кованых гвоздей, границей между потемневшей вверху и относительно светлой внизу древесиной. Найдены и детали ее, в том числе столб квадратного сечения с двумя пазами, прорубленными с противоположных сторон. Столб лежал в кладке фундамента на северной стороне. Коль скоро фундамент подводился в 1879 году, то галерея с её боковыми крыльцами в это время перестала существовать.
Церковь в XIX в. продолжала оставаться холодной, т.е. не отапливаемой.
Обнаженные перед разборкой стены открыли свое подлинное лицо. Нижняя часть церкви - почти квадратный в плане четверик и три стены трапезной оказались рубленными из круглых, довольно толстых бревен, соединенных в углах "в обло". Но соединения оказались сложными: в чаше были оставлены два шипа продольного направления, под нею два вертикальных поперечных паза. Такая врубка застраховывала смещение бревен в любую сторону горизонтальной плоскости и упрощала обработку углов в помещениях, где бревна протесаны, а углы не скругленные, а прямые.
Протесанными с обеих сторон на брус оказались стены пятигранного алтаря, стены нижнего и среднего восьмериков церкви, верхний восьмерик был протесан только снаружи. У колокольни протесаны с обеих сторон стены четверика-паперти до уровня перекрытия. Выше, часть четверика, нижний и верхний восьмерики протесаны только снаружи. Ярус звона был каркасной конструкции.
Кровли всюду были сделаны в два теса (двухслойные). На алтаре - пятискатная крыша, на трапезной - двухскатная, на двух восьмериках - односкатные на восемь сторон, на верхнем восьмерике - восьмискатная.
В шейке и главке уцелели первоначальные конструкции и даже часть сплошной опалубки со следами гвоздей, крепивших лемеховое покрытие.
Четверик колокольни перекрывался на северо-западном и юго-западном углах двухскатными кровельками, на противоположных - односкатными. Нижний восьмерик был покрыт односкатными кровлями на восьми сторонах, верхний - восьмискатной сплошной, входящей в ярус звона и служивший одновременно его полом.
Повалов нигде нет. Но их заменили широкие доски, наклонно прибитые к косым, врезанным или прибитым к стенам кронштейнам. Причем, такие карнизы - "повалы" проходили в основании нижнего восьмерика на церкви и нижнего восьмерика на колокольне, неся на себе маленькие двухскатные кровельки.
Первоначальные окна в церкви, трапезной и алтаре реконструируются по остаткам старых затесок на бревнах в примыкании их к бывшим косякам. Два арочных проема (боковые) в паперти сохранились в первоначальных формах, только с внутренней стороны в притолоках, были прорублены четверти для двухпольных дверей. У западного арочного проема в 1901г. была испорчена арка. Проем стал прямоугольным, с коробкой. В 1879г. он был целым, но и в нем установили двухпольные двери.
Поскольку все три наружных стены паперти значительно ослаблялись широкими проемами, северо-западный и юго-западный углы были "схвачены" диагональными стеночками, поднимавшимися на высоту до пят арочных перемычек. Они создавали жесткую треугольную систему, удерживающую эти углы от возможных деформаций. И таких деформаций не случилось.
В паперти выявились все врубки для пластин нижнего пола, врубки для брусовой лестницы, шедшей от стены до стены и врубки для пластин верхнего пола перед входом в трапезную. В трапезной и церкви вскрылись все врубки для лавок, первоначальных клиросов (в XIX в. они мало менялись), для полочек, столика в жертвеннике и других элементов.
Иконостас оказался подлинным, хотя и подвергался обновлениям, как и его иконы. Он каркасно-рамной конструкции, с барочной орнаментальной резьбой, позолоченный на раскрашенном фоне. Имеет снизу раскрашенные орнаментами панели и четыре яруса икон. Нижний ярус - местные иконы, второй - деисусный, третий - праздничный, четвертый - пророческий. Сохранялись почти все иконы, кроме четырех местных. Но их вполне могли заменить иконы в отдельно стоявших киотах, подходящие по размерам. Всего насчитывалось 50 икон, считая расписные северные и южные врата, а также резную, подвешенную к потолку икону в напрестольной сени и икону Вседержителя на потолке. После демонтажа, укрепления на иконах левкаса и красочного слоя, упаковки и перевозки в Новгород, иконы поздно ночью оставались в автобусе, в гараже кремля, под охраной милиции. Наутро были разгружены без участия и предупреждения об этом ни одного из членов комиссии и помешены в складское помещение восточной части кремлевской стены. Оттуда многие из них были похищены. Уцелели лишь 22 иконы.
Разборка памятника проводилась уже хорошо отработанным методом: снятие почти всех позднейших наслоений и тем самым раскрытие памятника в подлинных первоначальных формах, установка лесов и подмостей внутри, разметка всех элементов металлическими бирками, опускание элементов с помощью веревок вручную по слегам на землю, относка и укладка на подкладки к месту временного складирования, крепление частей на элементах, могущих повредиться при транспортировке, вязка пакетов (группы бревен, брусьев, пластин), погрузка автокраном на лесовозы или бортовые машины, перевозка и разгрузка тем же автокраном на месте сборки в музее.
Замечу, что в такой работе должен быть четкий план и обязательное его исполнение, т.е. хорошая дисциплина. Последовательность в разборке и размещении элементов на временной площадке по частям сооружения. Иначе говоря, не должны быть перепутанными бревна или брусья разных стен или пластины потолка и пола. Все они размещались отдельно. Это правило соблюдалось при погрузке, перевозке и разгрузке всего памятника, что позволило четко и без особых задержек вести работы по сборке.
Корректировалось эскизное предложение в сторону уточнения и детализации, превращаясь в проект реставрации. В нем появились галерея с тремя крыльцами, новое завершение колокольни (прежде всего ярус звона), несколько иное расположение окон (по высоте), их размеры и оформление, изменились детали крыш и т.д.
С проектным предложением знакомился архитектор "Спецпроектреставрации" Б.Н. Зайцев, являясь рецензентом. На рассмотрение и обсуждение в этой республиканской организации на научно-реставрационный совет был представлен уже готовый проект реставрации. Он был принят с некоторыми предложениями и согласован в Госинспекции МК РСФСР(1977г.) Памятник к этому времени уже был перевезен в Витославлицы. Начиналась его сборка.
Под углы церкви и в промежутках заведены глубокие бутобетонные столбчатые фундаменты. Между ними сделана забирка из крупных, слегка заглубленных в землю валунов. Отдельные нижние бревна, сильно погнившие, заменены новыми. Далее шла сборка обычным порядком снизу вверх. Одновременно велась реставрация оконных и дверных проемов, настилались полы и потолки. Все работы выполнялись в соответствии с разметочными схемами, проектом реставрации, рабочими чертежами к нему и пояснительной запиской к проекту.
Если на разборке работали восемь человек (семь плотников и один возчик), то на сборке состав бригады сокращался. Постоянными плотниками были Стрижов Е.А. (бригадир), Липатов Г.П., Карташов А.А., Дмитриев М.А., Кириллов Н.И. Работали четко, слаженно. Велось постоянное научно-техническое руководство и надзор автора проекта.
Кровли тесовые делались сначала на церкви, алтаре и трапезной, опускаясь сверху вниз. Ярус звона и шатер колокольни реставрировались позднее. На последнем этапе реставрировалась галерея с крыльцами и встроенные элементы внутри церкви. Это было сделано сознательно. Нужно было выиграть время, чтобы закончился осадочный процесс в венчатых объемах. Каркасные конструкции, как известно, почти не дают просадок.
Интересно было наблюдать, как под руками плотников вырастает, лепится, как скульптура этот нарядный в своем роде памятник.
Реставрационные работы были в основном закончены в 1979 году, но отдельные мелкие, с перерывами продолжались до 1989г. Несколько позже был установлен иконостас с отреставрированными уцелевшими иконами и "царскими" вратами. Несколько слов о памятнике в советские годы. Сведения в основном получены от местных жителей. В 1921г. из церковного имущества было изъято 4,2кг серебра. В 1927г. церковь еще действовала и лишь в 1935г. закрыта окончательно. Колокола на переплавку снимались в 1941г. Их было 5 или 6, из которых один остался в деревне, повешен на суку березы и использовался в тревожных случаях, например, при пожаре.
В послевоенные годы в церкви был устроен магазин (в паперти). Позже её помещения использовались как складские.
В Витославлицах Никольскую церковь разместили к западу от Рождественско-богородицкой и к югу от Успенско-богородицкой. По проекту эта троица вместе с бревенчатой оградой, её воротами и башнями, а также некоторыми другими малыми постройками, которые еще не сделаны и не перевезены, должна представлять погост в его архитектурном и культовом значении и вместе с тем служить композиционным центром всего музея.
Трудно давать архитектурно-художественную оценку памятнику, с которым свыкся в течение многих лет работы на нем. Впечатления и свежесть восприятия угасли. Еще труднее оценивать реставрацию, когда имеешь к ней непосредственное отношение. Лучше сказать о некоторых опущенных особенностях.
Важная особенность - функциональное отношение между трапезной и церковью, выразившееся в архитектурно-планировочном решении. Трапезная уже не четко изолирована от помещения для молящихся. Их связывает широкий арочный проем без дверных полотен. Молящиеся могут заполнять при богослужении оба помещения. Как видим, зачатки ликвидации трапезной, как гражданского, а не культового помещения, появились во второй половине XVIII столетия. В XIX в. трапезные в приходских церквях уже не делали, а в старых ликвидировали путем уничтожения стены между двумя разными по функциональному назначению помещениями. Это стало нормой. Повелась активная борьба со всеми "языческими", а по существу народными проявлениями, связанными с религиозным культом. Даже архитектурными средствами, в ущерб удобствам верующих.
Посетители музея могут заметить на памятнике довольно частую стыковку бревен. Какая в этом необходимость, если бревна довольно толстые и, следовательно, могли быть большей длины. Объясняется это сбежистостью бревен, утоньшением их к вершине. Большая разница в диаметрах (толщине) крайне затруднила бы, а, может быть, исключила соединение их в углах. Вершина утонула бы в чаше.
После растески окон во второй половине XIX в. простенок южной стены в церкви получил серьезную выпучину наружу. При разборке церкви его трудно было удержать, и он упал на землю. При сборке и реставрации, при замене старых испорченных бревен новыми не были учтены все мелочи деформаций, проходящих при осадке срубов. В простенке опять появилась выпучина в наружную сторону. Пришлось устанавливать сжимы (с внутренней стороны) и проводить притеску новых бревен.
Об иконостасе. Я давно предлагаю на место утраченных икон сделать хорошие цветные фотокопии с икон соответствующей оригиналу тематике и размеров и, наклеив их на доски, установить в иконостас. Цельным он будет органичнее и естественнее.
Не исключается возможность освящения церкви и проведения периодического богослужения в его полноценной обрядовой форме. Это могло бы привлечь большее число посетителей.