Это вторая культовая постройка, посвященная Святителю Николаю, пожаловавшая в Витославлицы. Но есть и третья того же имени из Высокого Острова Окуловского района. О ней позже. Новгородцы особенно любили этого патриарха христианской церкви, причисленного к лику святых, и посвящали ему многие церкви, приделы и целые монастыри. Назову второй по значению после Софии Никольский пятиглавый собор на Ярославовом Дворище. Или такие монастыри, как Николаевский Вяжищский с его ярусными церквами, пятиглавой колокольней, огромным залом-трапезной, перекрытым одним сводом без промежуточных опор, с фасадами, украшенными коврами узорчатых изразцов. Поскромнее его Николо-Бельский монастырь на Софийской стороне. Как не вспомнить церковь Николы на Липне, утраченную Никольскую церковь на Лятке и другие. Да и праздников в течение года Николаю Мирликийскому было посвящено два.
О Никольской церкви в деревне Мякишево, точнее не в самой деревне, а за ее северной окраиной, было известно еще до войны. Да и церковь была не одна. Была еще церковь Ильи Пророка с приделом с северной стороны во имя Флора и Лавра. Она располагалась к югу от Никольской. Между ними стояла крытая шатром и рубленная "в лапу" шестигранная колокольня1.
В ведомости, откуда почерпнуты сведения, указано время построения Никольской церкви - 1772 год, Ильинской - 1872 год. Обе даты, как увидим позднее, не верны. Первая церковь означена теплою (т.е. отапливаемой), вторая - холодной. Эти сведения правильные. В пункте 7 "Ведомости" указано, что "зданий, принадлежащих церкви, нет", в пункте 11 - "Приписных и домовых церквей нет, а в пункте18 - "Церковно-приходская школа учреждена в 1882 году"2.
В другой ведомости, составленной пораньше в 1857 г., Никольская церковь значится построенной в 1678 году "... тщанием прихожан. Зданием деревянная с такою же колокольнею, выкрашена... Вторая церковь Св. Пророка Илии с приделом Св. мучеников Флора и Лавра древенная же, построена 1656 года, стены и кровли ветхи, внутри иконостас и образа большею частью полиняли... Церковь причислена к 6 классу... Зданий, принадлежащих сей церкви нет. Ближайшие к сей церкви суть: Видимирская и Миголощская в 10 верстах. Приписных и домовых церквей нет."3
Сведения несколько иные и время построения церквей другое. О монастыре, или погосте, о других постройках сведений нет. Видимо, они уже не существуют.
Еще одна ведомость, относящаяся примерно к середина XIX в. и принадлежавшая предположительно архимандриту Макарию, автору знаменитого труда по Новгородской культовой архитектуре и другим предлагает несколько иные сведения4. Заголовок: "Село Крутая". "Прежде был монастырь Николаевский-Крутецкий, имевший при себе вотчину в 153 души мужского пола, уничтоженный в царствование Екатерины II. Доказательством его существования остались: 2 деревянных храма, из коих один - во имя Николая Чудотворца, построенный в 1665 г., а другой, где не служат, ранее должно быть. В храмах древнего: образа древней монастырской живописи, впрочем без означения времени, и деревянная прежняя ограда, обнимавшая весь монастырь в окружности 600 сажен." (Это около 1280 м., - Л.К.).
Автор этой рукописи кое-что проясняет, но другое запутывает. Так появилась иная дата построения Никольской церкви.
Теперь у Зверинского.5 "Крутецкий-Николаевский мужской, ныне погост Крутец, Новг. губ., Борович. у., Миголощской вол., в 72 вер. от Борович., при р.Песи. (так сокращено, - Л.К.). Уже существовал в 17 столетии, так как оставшиеся от него церкви построены св.Николая в 1678 г. и св.Илии в 1656 г. До упразднения своего в 1764 г. был приписан к Духову Новг. мон. У Ратшина неправильно назван Крупецким."
Однако больший интерес представляет документ 1769 г. "Опись Николаевского Крутецкого монастыря"6. она более ранняя и более подробная. Придется цитировать побольше.
Опись констатирует: "Две церкви деревянные. 1-я. Во имя св. Николая Чудотворца с папертью и при ней крыльцо, с выпуском на северную сторону до других церковных дверей и до колокольни ход, забрано досками. (Знаки препин. Мои, - Л.К.). На церкви глава обита чешуею деревянной, на ней крест железной. Оная церковь с папертью и крыльцом. Все крыто тесом".
Следует подробнейшее описание иконостаса и предметов при нем, которые, увы, не сохранились. В "справке", посланной в Новгород 10 октября 1953г., начальник сектора охраны памятников Бронский сообщал: "иконы растащены колхозниками по домам..." Тут же он подносит нам неизвестно откуда взятую очередную дату построения Никольского храма: "В восьми км. от ст. Хвойная деревянная крестообразной формы постройка до Никоновской Эпохи (1563 г.), пустующая..." Позже поиск икон не дал никаких результатов.
Еще цитирую: "На престоле антиминс печатан на полотне при державе благоверном царе и великом князе Федоре Алексеевиче и при преосвященном Корнилии Митрополите Новгородском лета мироздания 7100 года." (1592 г., - Л.К.). Ошибка в дате: Федор Алексеевич был на царстве до 1682 г., должно быть - 7190. Опечатка? Если так, то датой будет 1682 г. Подходит.
Из описи о Никольском храме: "В оную церковь и паперть трое дверей на железных петлях и крепах. В том числе у церковных дверей один замок луженый".
О церкви Ильи: "... деревянная, в одной связи в северную сторону с приделом и папертью и крыльцом, с выпуском на северную сторону до церковных дверей забрано досками. На церкви 3 главы обиты чешуею, на них кресты железные, оная церковь с приделом, папертью и крыльцом все крыто тесом, обветшавше... В оную церковь и паперть трое дверей на железных петлях в том числе у одних из паперти в церковь замок личинный... Святой антиминс (на престоле) печатан на полотне при державе благоверных государях царях и великих князьях Иоанне Алексеевиче, Петре Алексеевиче всея великия и малые. России и при патриархе Иоакиме московском и митрополите Корнилии Новгородском лета мироздания 7194 году" (1686 г., - Л.К.)...
"Колокольня деревянная, рублена в лапу шестигранная, крыта шатром, на ней глава обита чешуею, на ней крест железный. На ней пять колоколов без подписи. Примером: первый большой двенадцати пудов, второй 3 пуда, третий побольше пуда, четвертый - пуд, пятый - полпуда.
Да в том же упраздненном Николаевском Крутецком м-ре всякого строения, а именно: Внутри... две келии настоятельские в одной связи и между ними сени с перерубом надвое, одно крыльцо, все старое и крыто дранью. Ветхое.
Первая келья на восток.... В ней три окошка и два волоковых, во всех окончины стеклянные. Чулан перебран досками, печь глиняная белая, труба кирпичная. В келье 2 в сени двери на железных петлях и крепах. Во второй келье... перебрана стенка брусовая и в том перерубе два чулана. В... кельи и чуланах пять окошек красные с окончинами стеклянными ветхими, шестое волоковое без окончины.
Печь глиняная белая с трубой кирпичной. В келье два чулана, трое дверей.... В сенях три чулана забраны досками в том числе две кладовых; из третьего на подволоку ход в тех чуланах и в сени. Двери на железных петлях и крепах.
Келья хлебенная с перерубом и при ней сени и крыльцо, все крыто дранью. Ветхая.... В той келье и в перерубе семь окошек в том числе одно красное с окончиной стеклянной, ветхой. В ней и в перерубе две печи глиняные...
На погребе анбарец с перерубом. Крыт дранью. Ветхой. В него двое двери на пятниках.
Три анбара хлебных небольших, в том числе один потверже, а два ветхие. Все крыты дранью.
За монастырем скотский и конюший двор деревянный. При том дворе две избы. Первая новая с сеньми и против оной клеть, в ней пять окошек, в том числе одно красное, а прочие волоковые с затворами. Печь глиняная. В ней двери на железных петлях, а в клеть и сени на пятниках. Вторая изба с сеньми старая, ветхая, в ней 3 окошка волоковых с затворами. Без окончин, печь глиняная. В избу двери на пятнике.
На дворе шесть хлевов, в том числе один весьма ветхий.
Да подле кельи кладовой мшаник, конюшня и на ней сенной сарай. В хлевах, во мшанике, в конюшне двери все на пятниках, а между хлевов вокруг оного двора забрано тыном бревенным ветхим. На дворе двое дверей на пятниках. Все оное строение крыто дранью."7
Я сознательно допустил большие выписки из описи. Не часто можно получить такой содержательный материал о сельском монастыре. Хотя он и отражает состояние на последнюю треть XVIII в., но основные сооружения были срублены гораздо раньше.
Несколько выдержек из описи, появившейся чуть позднее, в 1780 г.8 "Церковь во имя святого Николая Чудотворца, вторая Святого пророка Илии с пределом святых мучеников Флора и Лавра, деревянные, холодные, состоят в твердости... Приходских 83 двора, в них мужска пола 176, женска 168 душ... Рут не имеется. Раскольников нет. Приход простирается в одну сторону 8, в другую на 6, шириною на 8 верст." (примерно 170 км.2, - Л.К.)
Чтобы покончить с архивными документами, еще выписки из ведомости 1917 г.9 "Церковь построена в 1642 году в честь святителя и Чудотворца Николая, вторая Ильинская, холодная с двумя престолами в 1872 году. Обе построены тщанием прихожан. Зданием обе деревянные на каменном фундаменте. Колокольня при Никольской церкви тоже деревянная.... У священника дома нет - живет у прихожан, у псаломщика собственный построен в 1910 г.
Другие здания принадлежали церкви: здание школьное и сторожка. В 1916-1917 гг. построено общее школьное здание... из приходского собрания в 3000 рублей."10
Впервые церковь обследовалась, обмерялась и фотографировалась летом 1959 г. Был составлен небольшой предварительный отчет. Второй раз памятник изучался в конце августа 1964 г. вместе с кандидатом архитектуры А.В. Ополовниковым. Его заключение: "... если исходить из того, что памятники архитектуры, как и все культурное наследие, сохраняется не ради самого сохранения, а в определенных культурно-просветительных, воспитательных и других идеологических целях, - то выбор может быть только один: перевозка в музей, реставрация и включение в общую сокровищницу древней архитектуры Новгорода".11
В ответ на запрос Начальника Управления культуры Новгородского облисполкома12 из Москвы был получен ответ: "Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры учитывая, что памятник находится в неудовлетворительном техническом состоянии и что восстановление и обеспечение его сохранности на месте не представляется возможным, считаем Ваше предложение о перевозке памятника приемлемым."13 В том же 1972 году памятник был разобран, перевезен в Витославлицы и закончен реставрацией в 1976 году. К сожалению, архивные материалы поступили позже, только в 1977-78 гг. и не помогали в работе по исследованию церкви и разработке проекта реставрации.
Вернемся к загадке с датой сооружения Никольской церкви. По документам их 7. Могла бы быть и 8-я, дендрохронологическая. Но здесь мы потерпели неудачу: диаграммы спилов с бревен храма не накладывались на контрольную, неоднократно проверенную схему. Вероятно, деревья для Никольской церкви заготавливали в месте, которое по природно-климатическим условиям заметно отличалось от обычных, широко распространенных.
Первая полученная дата со слов смотрителя (1563 г.) и последняя из ведомости 1889 г. (1772 г.) отпадают как случайные, придуманные и ошибочные, не соответствующие характеру архитектуры постройки. За ними снимается и третья (1642 г.), поскольку для ярусной церкви, какой является Никольская, она рановата. Пореформенный запрет на строительство шатровых церквей, принятый по инициативе патриарха Никона и повлекший раскол церкви, произошел в 1657 году. Остаются 4: 1665, 1678, 1682 и 1687 годы. Из них только третья (1682 г.) опирается в "Описи"... 1769 г. на конкретный материальный факт - антиминс, если согласиться с допущенной в документе ошибкой. Ведь именно в это время царь Федор и Новгородский митрополит Корнилий занимали один престол, другой кафедру. А ошибка (опечатка) произошла от сходности двух цифр 9 и 0. На ней (дате 1682 г.) временно и остановимся, тем более что церковь Ильи была срублена в близкое время - 1686 г. По описи 1889 г. она полностью перестроена или выстроена заново в 1872 г.14 Примерно к этому же времени (чуть раньше, некоторые несколько позже) следует отнести капитальные перестройки Никольской церкви.
Они выразились в следующем:
- под церковь подвели каменный фундамент, что повлекло утрату не менее 3-х венцов в дополнение к 3-4, сгнившим почти за 200 лет;
- церковь снаружи обшили тесом снизу до верху;
- заменили тесовые кровли металлическими;
- устроили новую главку чуждых форм, вместо традиционных;
- на месте небольших "красных" окон прорубили огромные новые;
- сделали новые полы и потолки новых форм;
- закрыли все волоковые окна;
- переделали галерею и крыльцо, но как - не известно, поскольку они не сохранились;
- неизбежно переделали иконостас при таких капитальных работах;
- грубо протесали бревна стен с внутренней стороны, сделали по ним насечку и штукатурку с покраской; до этого стены были протесаны только в алтаре, в остальных помещениях бревна оставались круглыми;
- удалили клиросы и все встроенные скамьи и т.д. по мелочам.
Законен вопрос: так что же осталось от первоначального памятника? Стены, основа крыш, отдельные детали, остатки или врубки от уничтоженных элементов. Не так уж мало. И все-таки такое опустошительное нашествие на памятник я встретил впервые, хотя много встречался с разрушительными перестройками XIX столетия, идущими в русле лозунга, провозглашенного в первой трети XIX века. Уваровым: "православие, самодержавие, народность". Помилуйте, какая уж тут "народность", если все ее атрибуты уничтожены? Или "православие". Оно складывалось на Руси в течение многих столетий и с обрядовой стороны, а она проходила в церковных постройках и вокруг них, имела совсем иные формы и содержание. Вот "самодержавие", т.е. власть сверху - тут уж церковные служители среднего и верхнего ранга проявили себя вовсю, даже с избытком и совершенно в духе с аракчеевской двуличностью, где двойная ложь пряталась за благообразным фасадом.
Может быть памятник обветшал настолько, что такие работы диктовались необходимостью. Ничуть. Ведь почти все уцелевшие первоначальные части и детали оказались здоровыми и служат по сей день. А разборка Ильинской церкви по причине ее "ветхости"? Так ли это было? Не убедительно. Из всех описей прошлого века только одна 1857 г. утверждает, что "... стены и кровли ветхи..." Остальные примерно этого же времени такого "факта" не видят. Просто она пустовала, разобрана и выстроена заново в 1872 г. для предполагавшейся периодической службы, вероятно, редкой.
Разрушена (на дрова?) уже в послевоенные годы.
Никольская церковь действительно крещатая в плане и ярусная в объеме постройка. Пятистенный алтарь - восточная ветвь "креста", центральная часть вместе с боковыми ветвями и частью западной - общее, не разделенное помещение для молящихся, за ним на западе - трапезная. "Глухая" (т.е. со стенами, забранными досками) каркасная галерея была устроена с запада и севера западной ветви "креста", крыльцо - у западной стены галереи с одним лестничным всходом с юга, со стороны деревни.
Утраченная галерея "прочитывалась" по остаткам каменного фундамента, врубкам для столба и верхней обвязки на западной стене северной ветви, отпечатку кровли тут же, врубкам для стропил на северной и западной стенах трапезной, шипам для стойки и бороздой для дощатого полуфронтона на юго-западном углу, врубкам для лавок (скамей), опилам (а не обрубам!) нижних бревен на углах сруба, остатками дополнительной стенки для пола и наружной стены галереи с севера и другими. Потолка галерея не имела. Этих данных было уже много. Найденный при разборке большой фрагмент брусовой обвязки с врубками (гнездами) для стоек с разным их "шагом" дополнил картину и в общих чертах задал все условия для реставрации галереи. Количество окон определялось "шагом" стоек. Они располагались в малых пролетах и диктовались своей функцией - освещать наиболее ответственные части помещения. Чего еще недоставало? Формы и размеров самих окон. Но они типичны для многих культовых построек и при воспроизведении их могли быть лишь незначительные отклонения в деталях, которых очень мало.
Натурных данных для крыльца гораздо меньше - только порожная каменная плита, отшлифованная с поверхности обувью. Но она условно определяла ширину марша и довольно точно низ его.
Как отмечалось ранее, все стены церкви старые и все, кроме трапезной и нижнего четверика, вверху оканчивались слабо выраженными повалами. Стены, точнее углы, нижнего четверика опираются на углы средокрестия в основном срубе, другими словами - там, где срубы алтаря, трапезной и боковых частей смыкаются. Торцовые стены верхнего четверика придвинуты друг к другу по отношению к нижним, боковые служат продолжением нижних стен.
Почти все волоковые окна сохранились, от старых косящатых уцелели значительные их части. В алтаре ко времени обмеров и исследованию было 4 окна. Два больших и поздних в боковых стенах прорублены вновь, ранее там окон не было или существовало одно волоковое в южной стене. Косящатое окно в восточной стене сделано, возможно, в XVIII в., на месте волокового, от которого уцелела лишь часть кожуха для задвижки. Волоковое окно в северо-восточной уцелело, но без задвижки и шпонки, скрывалось под штукатуркой и обшивкой. В алтаре же после снятия штукатурки открылись врубки для столика в углу жертвенника и врубки для скамей. А в уцелевших старых половицах - врубки для ножек престола.
В южной стене собственно церкви в XIX в. прорубили огромное окно на месте старого косящатого, уцелевший верх которого заделали. Этому центральному окну фланкируют, но гораздо ниже, два волоковых. Непосредственно над косящатым окном вскрылись две вертикальных бороздки для боковых стенок киота, в котором помещалась икона, Остатки в виде врубок от косящатого окна уцелели и в северной стене церкви.
Большое окно в северной стене трапезной прорублено вновь и первоначально здесь окна не было. Зато в южной стене было устроено целых три окна: косящатое в центре, подтески в бревнах от которого хорошо сохранились, и два по бокам и ниже волоковые. Точно такая же композиция, что и в церковном помещении. Главное в ней - довольно старое происхождение, традиционное, имевшее очень широкое распространение не только в культовом, но и жилом строительстве. Факт, зафиксированный многими русскими художниками и иностранным путешественниками. Только на ранней поре центральные окна делались тоже волоковыми.
По какой-то нелепости среднему приподнятому волоковому окну исследователи приписывали роль отводящего дым из помещения. Но ведь они делались на уровне человеческой фигуры или чуть выше. А до потолка еще далеко. Если принять такое "объяснение", то придется согласиться с тем, что весь дым под потолком не вытягивается, остается в помещении. А для того, чтобы от него избавиться, нужно открыть не только все окна, но и двери, размахивать какой-то тряпицей или веником для создания воздушного потока и при этом выстудить избу. А разве две тройных композиции окон Мякишевской церкви не вопиют против неверного понимания, держащегося так долго? Кстати, трехчастные композиции окон сохранились и на других памятниках культового деревянного зодчества. Недавно я прочел в статье А.Н. Кирпичникова такое утверждение. Цитирую: "У двух изб в торцовой стене проделаны, что было типичным для такого рода построек, три волоковых окошка, включая одно для пропуска дыма изнутри бесчердачной камеры".15 В беспотолочной избе из под крыши от дыма очень долго пришлось бы избавляться.
Сохранились все дверные проемы, но без косяков. Правда, дверное полотно, обитое железом и с одним косяком, из двери в трапезную стояло внизу, прислоненное к стене, но и оно ко времени перевозки исчезло.
Старые потолки были сделаны "подволокой в косяк", иначе говоря, по часто проложенным балкам, в пазы которых задвигались (заволакивались) короткие, наискось протесанные доски. Рисунок напоминал "елочку". Найдены гнезда для балок и несколько попорченных досок. В помещении церкви через два пролета балки были двойными, одна на другой. Потолки в алтаре и трапезной сделаны в одном уровне, в самой церкви - приподнят.
Все эти сведения, полученные о памятнике, его переделках, первоначальных формах и деталях, а также обмерные чертежи послужили основой для разработки проекта реставрации и рабочих чертежей к нему. Особенность работы над ним заключалась в том, что он делался параллельно со сборкой и реставрацией перевезенной церкви, правда, с некоторым опережением.
Разборка и перевозка осуществлялись уже четко отработанным методом: освобождение постройки от поздней дощатой обшивки и штукатурки, разметка металлическими бирками и фиксация схем в журнале, разборка по элементам и аккуратный спуск их на землю, группировка бревен и вязка пакетов из них, погрузки автокраном на машины, перевозка до площадки сборки, разгрузка. Работы начаты 12 октября и закончены в основном 18 ноября 1972 г. с небольшим перерывом.
Для Никольской церкви отведено место недалеко от шоссе Новгород-Юрьево и поблизости от поперечной дорожки с березовой аллеей. Рядом (к югу от него) расширенный и углубленный прудик - открытый пожарный водоем. Вокруг старые и молодые деревья, кустарник. По генплану рядом с церковью ничего не запроектировано, кроме шатровой колокольни, если такая будет найдена.
Сборка и реставрация Никольской церкви велась в соответствии с эскизным проектом, 1959 г., рассмотренным на Ученом совете музея, затем на научно-реставрационном Совете мастерской 23 ноября 1971 г. и согласованным Госинспекцией МК РСФСР 22 марта 1972 г. Опережая строительные работы, на объект поступали общие и рабочие чертежи проекта реставрации. Сборка сопровождалась постоянным надзором и научно-техническим руководством автора проекта.
Под памятник заложены столбчатые фундаменты с валунной забиркой между ними. Утраченные и погнившие бревна нижних венцов восполнялись новой, почти свежей древесиной. Реставрация всех частей и элементов сопутствовала сборке. Испорченные грубой протеской и насечкой под штукатурку бревна в интерьере церкви и трапезной протесывались и простругивались еще раз. В северо-западном углу на северной стене оставлен для экспозиции нетронутый фрагмент ее, испытавшей основательные искажения в XIX столетии. На восточной стороне западной стены в церкви, ее западной ветви "креста" с помощью горбылей воссоздан большой фрагмент, отражающий первоначальную бревенчатую фактуру интерьера. Воссозданы все встроенные лавки, клиросы, престол, реставрированы красные и волоковые окна, подволока (потолок) в косяк и другие детали. Самцово-слеговые двухскатные крыши всех объемов и пятискатная стропильная на алтаре покрыты дощатой двухслойной кровлей с изоляцией. Реставрирована новая главка с деревянным крестом16, ее лемеховое покрытие.
Сборка и реставрация памятника, начатые почти сразу после его перевозки, была в основном закончена к концу 1974 года, а полные работы, включая и локальное благоустройство, лишь к концу 1976 г. Объясняется это тем, что плотников часто снимали на другие работы и такие перерывы продолжались иногда от 1,5 до 19 месяцев, что в общей сложности вылилось в 2 года.
Отреставрированная Никольская церковь сдана Государственной приемной комиссии 30 декабря 1976 года.
Следует сказать несколько слов об архитектуре церкви и ее месте в истории русского деревянного зодчества, хотя в этом случае неизбежно скажется субъективное мнение. Но поскольку строго и безупречно объективного не бывает...
Никольская церковь - ярко индивидуальный, необычный и, кажется, не имеющий аналогий памятник. В ее архитектурных объемах присутствуют одновременно типы клетских, крещатых и ярусных построек. Это один из опытов, "экспериментов", появившихся во второй половине XVII столетия после запрета на возведение шатровых храмов. Нужно было придать постройке высотность - одно из непременных качеств и требований заказчика, излюбленное народом, - родилась ярусность, пусть не совершенная по композиции. Но лишь в XVIII в. выработался тип ярусных церквей "кораблем", который распространился по северным и центральным губерниям. Никольская церковь, если согласиться с моей датировкой ее 1682 годом, один из ранних, "пробных или поисковых" вариантов такого типа.